ИННА ЗАГРАЕВСКАЯ
СПОР
Пьеса в стихах для театра кукол в двух действиях с прологом.
Пьеса написана в 1970-е годы.
ОТ АВТОРА
По замыслу пьесы каждый из персонажей может быть представлен как в виде куклы, так и в живом плане. Только Павел – всегда кукла. При соблюдении меры и такта все другие персонажи также могут реализовываться в виде кукол.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
МАСТЕР-КУКОЛЬНИК
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ
ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ
ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСАНДР
БОЛОТОВ – мемуарист
ВАРЕНЬКА НЕЛИДОВА – фаворитка Павла
НАТАША СУВОРОВА – Суворочка
ПРОХОР – слуга Суворова
СТАРЫЙ СОЛДАТ
МОЛОДОЙ СОЛДАТ
ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ
СОЛДАТЫ, ОФИЦЕРЫ, РУССКИЕ И ИНОСТРАННЫЕ ГЕНЕРАЛЫ.
ПРОЛОГ
На авансцене – Мастер-кукольник в окружении кукол, которых сам только что сделал. Среди кукол – Солдаты, Офицеры, Генералы. Здесь же и Императрица Екатерина Вторая, в нарядном платье с высокой прической. Куклы вот-вот начнут двигаться, они будто в нетерпенье.
МАСТЕР (Одевая куклу). Теперь мундир… и эполеты, и ленту Андрея Первозванного.
(Неожиданно отряд кукол-солдат вместе с офицером трогается с места).
Эй-эй! Куда?
(Тянется, чтобы достать их, но в это время другие куклы тоже расходятся – каждая сообразно собственному стилю и положению).
Строптивые вы ребята, горячие!
(Еще не одетая в мундир кукла вдруг вскакивает на коня и скачет прочь. Эта кукла – фельдмаршал Суворов).
Ваша светлость! Куда вы?
КУКЛА-СУВОРОВ (Оглядываясь, на скаку). В Измаил! Меня ждут!
МАСТЕР. А мундир? Мундир?
(Рядом с Мастером не остается ни одной куклы. Мастер принимается мастерить новую куклу. Некоторое время он работает. Вдруг и эта кукла выворачивается у Мастера из рук).
МАСТЕР (Отчаянно). Нос!
(Но кукла становился напротив Мастера и поднимает кверху лицо с обрубленным носом. Эта кукла – император Павел Первый).
КУКЛА-ПАВЕЛ. На колени!
(Мастер удивленно раскрывает глаза, но Павел снова требовательно).
На колени!
(Показывает рукой с торчащим вниз перстом. Растерянный Мастер опускается на колени. Павел – руки за спину – уходит).
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Открывается крепость Измаил. Впереди – рвы и валы, за ними черные стены и бастион. Вокруг слышится то победное «Ура!» русских, то «Алла!» и «Экбер Алла!» турок. На авансцене Болотов и группа Генералов.
ГЕНЕРАЛЫ. – Придется отступиться.
– Рвы… Неприступные валы…
– Солдаты не умеют брать таких крепостей.
БОЛОТОВ (Пишет). Словно судьба его стены хранила.
Долгих два года шел штурм Измаила,
Дважды войска отходили назад,
Горы убитых, а город – не взят!
(«Ура» русских звучит все тише. Все громче слышится: «Алла!» «Алла!» «Алла!». Пробегают Курьеры. Лица их черны от копоти).
ПЕРВЫЙ КУРЬЕР. Генерал Де-Рек просит подкрепления. Силы неравны!
ВТОРОЙ КУРЬЕР. От генерала Ростопчина. Дальнейшее наступление невозможно…
(«Ура» затихает совсем. Верхом на коне, в одной белой блузе появляется Суворов. Вбегает князь Багратион).
БАГРАТИОН. Ваша светлость! Наши отступают! Бе-гут!
СУВОРОВ. Бегут?! АЙ-ай-ай! Нехорошо, князь Петр!
(Глаза его загораются каким-то неестественно живым блеском. Он исчезает за стеной – и через мгновение слышится его высокий голос: «Заманивай! Заманивай! Шибче! Так! Бегом!» (Неожиданно). «Сто-о-ой! На приступ! Ура!!!» (Слышится сначала робкое «Ура!», потом все громче: «Ура!» «Ура!» «Ура!» Ржанье лошадей... Звуки боя…).
ЗАТЕМНЕНИЕ
БОЛОТОВ. Стоит не Измаил – гора!
«Алла!» «Ура!»
«Алла!» «Ура!»
То фески вверх, то кивера –
«Алла!» «Ура!»
Потом: «Алла!», еще «Алла!» –
Казалось, туркам нет числа...
Вдруг на лошадке легкой,
С серебряной шпагой ломкой,
Как Петр в Полтавский бой,
Суворов ворвался в строй!
Белая блуза,
Не собран, не свит,
С венчиком волос вокруг головы!
«Помните, русские были всегда
В первых рядах!
Разве страшнее боев не видал
Русский солдат?!
Ну-ка, последние
Смножите силы –
И за Россию!»
Турецкие от картечи
Пылали дома, как печи.
По улицам и дворам
Мулла распевал Коран,
Вживе сгорая, кони
Сломали свои загоны
И понеслись сквозь чад,
Все на пути топча...
(Пауза).
Долго перед валами
Мешались враги, свои
Фесками, киверами...
И сдался нам Измаил.
Даже смертью карая,
С милосердьем знаком,
Не велел нам Суворов
Касаться штыком
Ни людей, ни лошадок,
Если просят пощады!
(Быстро проходит Суворов в сопровождении Генералов).
СУВОРОВ. Конец – и слава бою! (Болотову). Ты будь моей трубою. Пиши: «В Санкт-Петербург. Императрице. Матушка, мы победили! Слава Богу, слава нам!»
(Звучит песня).
СОЛДАТЫ (Поют). Мы – полки разноименны,
Брали пушки и знамена.
До чего же здорово
Побеждать с Суворовым!
(На ширме появляются два Солдата: Старый солдат и Новобранец).
СТАРЫЙ СОЛДАТ (Вытирает пот со лба).
До чего же здорово
Побеждать с Суворовым!
А еще так поют:
Мы с фельдмаршалом таким
Воевать всегда хотим!
НОВОБРАНЕЦ (Повторяя).
Мы с фельдмаршалом таким
Воевать всегда хотим!
БОЛОТОВ. И писать не надо! Все само дойдет... Песней.
КАРТИНЫ ВТОРАЯ И ТРЕТЬЯ
На авансцене – Болотов.
БОЛОТОВ. Странен Суворов в военных решеньях:
То взвел редут на пути отступления,
То, удивляя врага наповал,
Конных пехотой атаковал.
Перечеркнув все уставы, режимы,
Наперекор предписаньям, ранжирам,
Время решает, что верно, что дурно...
Он еще раньше, еще у Кинбурна
С турком затеял опасные прятки
И победил... Но начнем по порядку.
(Открывается песчаная коса, уходящая в море. На ней – крепость Кинбурн).
СОЛДАТЫ (Поют).
Тяжело в бою солдату,
Отдохнул бы, да куда там!
Был поход, еще поход,
День прошел, другой идет.
Нынче времечко военно,
От покоя удаленно!
БОЛОТОВ. Солнца огненный диск
В розовом небе повис,
Узкая, радуя глаз,
Светом коса налилась.
Медные пушки начистив до блеска,
Встал бомбардир на высокое место,
Утром румяным в четыре часа
Высадил турок десант...
(Слышится голос Суворова).
ГОЛОС СУВОРОВА. В бой не пускать коня,
Не открывать огня,
Крепость стеной ценна,
Движутся пусть к стенам,
Тогда-то со всех сторон
Конница, штык, огонь.
Горы картечи... Тут-то
И потесним мы турка...
БОЛОТОВ. Пороха не жалели
Турецкие батареи.
К берегу подошли
Турецкие корабли...
Крепость была спокойна:
Ни бомбардир, ни конный
Не открывал огня
До середины дня...
(Прислушивается).
Все ближе подходит враг –
Один перелет ядра,
Короткий ружейный выстрел…
(Появляется Суворов).
СУВОРОВ. На конь!
(Болотов продолжает).
БОЛОТОВ. Суворов обедню выстоял.
Вышел, велел: «На конь!»
И Кинбурн открыл огонь!
(Слышится залп батареи Кинбурна. Пораженный пулей, Суворов падает).
ЗАТЕМНЕНИЕ
Ночь после боя на Кинбурнской косе. Вокруг киверами поднимаются дымы от солдатских костров. Впереди шалаш. В шалаше – раненый Суворов.
СОЛДАТЫ (Поют). Пушкам отгреметь пора,
С неба ночь спустилась,
Золотое, до утра,
Солнце закатилось...
Заливайся, соловей,
Голосок высокий.
Алы маки на траве,
Руки в красном соке.
(Солдат несет ветки для костра).
СУВОРОВ (Солдату). Какого полка?
СОЛДАТ. Апшеронского.
СУВОРОВ. Ну, молодец! Живой!
(Появляется Прохор).
ПРОХОР (Суворову). Батюшка, спать пора бы!
СУВОРОВ. Экой ты, братец, право!
Слышишь, солдат поет?
И после таких боев!
(После паузы).
Душа болит нестерпимо:
Любимцев моих любимых
Простым перевесом в силе
Нагло, до смерти убили…
(Поднимает кверху лицо. Глаза вдохновенно блестят).
Прими их, земля сырая!
Кто трусит, пусть умирает!
Герой, что в земле лежит,
Всегда остается жив!
Так разберем по праву:
Мы – память о вас,
Вы – славу!
(Появляется Болотов с блокнотом).
СУВОРОВ. (Болотову). Записал?
БОЛОТОВ. Записал.
СУВОРОВ. Ладно, а понял что?
БОЛОТОВ. Что снова турка мы одолели.
СУВОРОВ. А главное что – знаешь?
(Болотов недоуменно глядит на Суворова).
Не только турка мы победили нынче. Самих себя мы победили! Закоснелость привычек наших превозмогли победою. Это запиши! Что молчишь? Записал про косность нашу?
БОЛОТОВ. Нашу? Тогда и вы...
СУВОРОВ. И я, брат, и я! Только я косность эту с кровью из себя выдираю. А другие деревяшками рождаются, деревяшками умирают... Ну, ступай. Мне еще отписать надобно дочке моей, Суворочке. Боль она моя...
(Прохор приносит перо, чернила, ярче разжигает костер. Суворов, склонившись над огнем и зажимая бок левой рукой, берется за перо).
Большая уже доченька – время-то как летит! А я ей словно малютке – по буковкам... (Пишет).
Все коники да пушечки,
Солдатики, что куколки –
Не ходят, не бежат –
Упали и лежат…
Моей лошадке в яблочках
Лишь отстрелило мордочку...
А так она – жива!
Лихая пуля-дурочка
Во мне пробила дырочку...
Уж тут, моя Суворочка,
И я оттанцевал...
(Из темноты появляется Мастер. Суворов – отстраняясь).
Что ты, братец? У меня голова словно бы распухла…
МАСТЕР. Но это же я... Не узнаете? Мундир вот вам...
(Протягивает Суворову фельдмаршальский мундир, расшитый золотом. Суворов растерянно моргает).
КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
Санкт-Петербург. Кабинет Павла. На стене – огромный портрет прусского короля Фридриха Второго. Аквариум. Павел ударами хлыста разгоняет больших крыс.
ГОЛОС БОЛОТОВА. Веселие при Кинбурне,
Баталия в Петербурге:
Ручка, сжимая хлыст,
Серых бичует крыс.
Так укрепляет нервы
Павел наследный, Первый…
ПАВЕЛ (Разгоняя крыс). Шанде! Позор! Войны Суворова – это глюклихе! Это – счастье! Это – просто везение!
(Достает большую книгу «Войны Фридриха Великого»).
Вот: «Порядок на разводе»...
ГОЛОС БОЛОТОВА. Наследник русский, но зато
В его шкафу немецкий том.
Там прусские законы
Любимы и знакомы.
(Павел бежит к столу).
ПАВЕЛ (Пишет). «Матушка, повелите,
Чтоб с малый чин – по великий
Мыслить не смел без правил!..
Ваш сын и наследник – Павел»
(Появляется Варенька Нелидова с хорошеньким фарфоровым личиком. Нелидова подходит к окну, открывает штору. Алый свет заходящего солнца врывается в комнату).
ПАВЕЛ. Не ко времени заходит! Извольте задернуть штору! Это словно бы назло мне! Сколь был бы я добрым, нежным и великодушным, ежели бы хоть раз увидел вокруг себя упорядоченность! (Топает ногой). Так ведь нет!
НЕЛИДОВА. Чтоб даже солнце раздражало! Вам все поперек!
ПАВЕЛ. Что вы там, сударыня?
(Подходит к аквариуму, постукивает по нему пальцем).
Императорская рыба. Рыба – Ангел. Но я – не император! Это не моя рыба!
(Сильнее стучит по стеклу).
Не слушается! Ишь, своевольная! Не терплю! (Подходя к Нелидовой). Эк, вы какая прелесть! Волосок к волоску, словно куколка!
(Неожиданно щиплет Нелидову).
НЕЛИДОВА. Мне больно!
ПАВЕЛ (Недоволен). Больно?
НЕЛИДОВА (Чуть не плача). Я же, все-таки, не совсем кукла!
ПАВЕЛ (Задумчиво). Не кукла? (Тихо) Жаль… Коли так…
КАРТИНА ПЯТАЯ
ГОЛОС БОЛОТОВА. Санкт-Петербург – комочек
Северной белой ночи.
В окнах – без огонька,
Как в звездах из молока.
Вызов ночам бросает
Светлыми небесами.
Мазурка и котильон
Прочь прогоняют сон...
Ночь целую – не расстаться –
Пары проходят в танце...
(В Зимнем дворце бал. Длинная анфилада комнат с зеркалами. В глубине в зеркалах гости – генералы, сановники. На авансцене – Суворов).
РАСПОРЯДИТЕЛЬ ТАНЦЕВ (Скользя от одного к другому).
Вы – первая пара,
Вы – танец замкнете.
Сегодня сам Павел
Танцует в гавоте...
Гавот – не труд:
Пройти легко
Двенадцать маленьких шажков,
Потом – подъем, невысоко,
На полупальцах – и соскок!
ГЕНЕРАЛ БИБИКОВ (Подходя к Суворову). Кто, по вашему мнению, самый смелый человек на свете?
СУВОРОВ (Мрачно). Римский юноша Курций, князь Яков Долгорукий и мой староста Антон.
(Бибиков округляет глаза).
Курций в пропасть прыгнул, Антон – один на медведя ходил, а Яков Долгорукий не боялся царю Петру в лицо правду говорить!
(Разносят безе – легкое, белое, воздушное, на тарелочках. Оно лопается со звуком: «Ах!» – как мыльный пузырь).
ГОЛОСА. Он идет...
(Появляется Павел в сопровождении Нелидовой. У Павла заметно крашеные желтые волосы, он проходит, ни на кого не глядя. Вдруг увидев Суворочку, на мгновение останавливается и кивает ей).
СУВОРОВ (Прохору). Душно, Прохор! Словно удавку на шею нацепили! И эдак всегда, как в гостиные попадаю! (Тоскливо). Мне бы сейчас к солдатикам моим, окопам да флешам... Да сабелькой взмахнуть! (Дочери). Наташка! Пойдем отсюда!
СУВОРОЧКА (Умоляюще). Но у меня гавот записан!
СУВОРОВ. Гавот... Ах, батюшки... Но я обожду... (Вздохнув). И что тебе эти куклы?
(Фрейлины сходятся вокруг Суворочки. Звучит музыка.
Павел выходит на середину – и начинается гавот).
ПЕРВЫЙ ГЕНЕРАЛ (На авансцене, Второму). Вам многие лета!
ВТОРОЙ ГЕНЕРАЛ. Вас с орденской лентой!
Наследник, не правда ли,
Великолепен?
(В сторону)
Он держится ряда,
Как прапорщик строя...
ПЕРВАЯ ДАМА. Как скромен, как скроен
Камзол со звездою!
ВТОРАЯ ДАМА (В сторону Павла, мечтательно).
Как легок! Как томен!
Как шаркает ножкой!
МОЛОДЫЕ ГОСТИ (Разглядывая дам).
Ах, тонкие Дамы!
Ах, кольца!
Ах, мушки!
(Суворочка тоже танцует. По мере танца платье ее покрывается бантами и рюшками).
СУВОРОВ (В сторону танцующего Павла)
Сладость битв и стать атак...
Разве может человек
Выбрать розовый каблук,
Вместо мозга в голове?!
(Павел, услышав, вспыхивает от гнева. На щеках его появляются два красных пятна... Музыка прекращается. Слышится голос Кастеляна: «Ее Величество, Императрица Екатерина...» Входит Екатерина. Все склоняются, приветствуя ее).
КУТАЙСОВ (Подскакивая к Екатерине). В барашке – заяц, в зайце – утка, в утке – цыпленок, в цыпленке – рябчик, в рябчике – орех... Последний анекдот. Говорят, ваш Суворов – кукла! Потому и победы изволит одерживать, что кукла (произносит по слогам) Ку-кла! Дергунчик!
ЕКАТЕРИНА. Неуместные шутки. (Увидев Суворова). Граф Александр Васильевич! Мы всегда готовы читать ваши рескрипты! Но они слишком коротки! Там нет никаких подробностей! Ведь вы – такой герой!
КУТАЙСОВ (Теперь воркует вокруг Суворова). Друг мой сердешный! Ты один своею особою – более десяти тысяч человек…
ЕКАТЕРИНА. Кстати, как шуба, подаренная мной? Хорошо ли греет?
ГОЛОСА (Друг другу). – Соболья!
– С царского плеча.
СУВОРОВ. Благодарствую, матушка! Только мне шинелишка моя более подходит. А шуба... Вон Прохор, он ходит за мной с шубою. Уж ты прости меня! Не разумея изгибов лести и ласкательства, жизнь удалила меня от познания светских наружностей…
ПАВЕЛ (Взрываясь). Извольте перестать дурачиться! Вы просто балаганный Петрушка! (Екатерине). Это – якобинство, вольтерьянство!
КУТАЙСОВ (Гневно). Ну и старик!
ЕКАТЕРИНА (Тихо). Чудит... Пусть его. Зато, ему благодаря, обе лапы наши мы из грязи вытащили. (Гостям – ласково) Танцен… Танцен... Устала я нынче. Не совсем здорова. И бал сей оставляю... Наследник пусть...
(Уходит. Теперь Кутайсов устремляется к Фрейлинам. Он крутится среди них, делая из носового платка зайцев, то веселых, то грустных, с торчащими и висящими ушами).
СУВОРОЧКА (Подбегая к Суворову). Батюшка, я была нынче Наследником высочайше отмечена...
СУВОРОВ. Ах, господи! (Вдруг испуганно). Ай-ай! Раскрашена как! До живой мордочки не добраться! Что они с тобой сделали?
(В самом деле, Суворочка почти неузнаваема: волосы взбиты, щеки нарумянены, на щеке мушки).
Последуйте, сударыня, за мной!
(Суворов хватает ее за руку. Она вскрикивает и вырывает руку. Гости начинают оглядываться).
НЕЛИДОВА (Кокетливо, Суворову). Как можно, граф? Бал еще не кончен!
СУВОРОВ. Не можно лишь штаны через голову надевать!
ПРОХОР (Тихо). Через силу не выйдет, Батюшка!
СУВОРОВ. Прохор, Прохор! Она же – часть моя! Как мне оставить ее, сердце, у пошлых кукол в плену?!
КУТАЙСОВ. Пусть останется она, граф, прошу вас!
СУВОРОВ (Суворочке). Неужто родительскую силу применять? (Кутайсову). Ах, батюшка, сколь старательно подпрыгиваешь ты – и там и сям! (Снова настойчиво Суворочке). Умываться! Вам надобно умыться!
(Проталкиваясь сквозь гостей, тянет ее за собой. Следом – Прохор с шубой на согнутой руке. Проходя мимо Павла).
Анфан террибль!
БОЛОТОВ (В кучке офицеров, заканчивая рассказ).
– ... Баталия, братцы,
Урок поколеньям...
(Свет слабеет, гости расходятся).
ДАМЫ (Уже на авансцене) – Бал – впору остаться.
– Гавот несравненен!
– Но Кастелян уже свечи убавил.
– Какой славный вечер!
– Ах, танцы!
– Ах, Павел!
(Расходятся).
СУВОРОВ (Волоча за собой плачущую Суворочку). Фитюлька! Бонбоньерка! (Срывает рюшки с ее платья). Как я нынче унижен! Убит! (В зал). Она плачет – сердце мое плачет.
(Последним идет Болотов с блокнотом).
ЗАТЕМНЕНИЕ
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Спустя несколько лет. Из затемнения – Голоса, всхлипывания: «Матушка, Екатерина... Павел стал Императором!»
Громкий треск барабанов. Слева – Павел в военном мундире, в сопровождении Кутайсова.
ПАВЕЛ (Подняв кверху лицо). Матушка умерла! Теперь я – Российский император! И в семью европейских народов, вслед за Великим Петром, введу Россию.
Немецкий склад,
Немецкий дух
Я для России заведу.
Тебе ума – не надо,
Тебя умней – порядок!
С нами Европа: Италия, Франция… (Неожиданно)... А Суворова – в опалу, в провинцию, в Кобрино!
(Из-за его спины выглядывает лысый человечек. Это коллежский асессор Николёв).
НИКОЛЁВ. Еще подале бы...
ПАВЕЛ. Куда подале? В Новгородскую губернию! В Боровичи!
НИКОЛЁВ. Нет, еще подале!..
ПАВЕЛ. В Кончанское!
БИБИКОВ (На авансцене, охнув). Суворова?! А Измаил? А Кинбурн?!
ПАВЕЛ (Презрительно). Что он, что моя комнатная собачка Томас! «Куклы» – он сказал? А ежели и так? Ежели Провидение нити судеб наших в длани своей держит?.. Этот Петрушка! Сколько бы он ни рвался из тенет, все равно причастен веку! Сыном либо пасынком ему приходится, а все – не чужой. Одна лента...
(Из глубины – одинокий голос поет).
Немецкий склад,
Немецкий дух
Нас до добра не доведут!
Суворова – в опалу!
Россию – в ноги Павлу!
(Затихает).
КАРТИНА ШЕСТАЯ
Суворов перед Солдатами-Фанагорийцами. Здесь же офицер Де-Рибас.
СУВОРОВ. Я приказал парадное всем... Волею Императора – я более не фельдмаршал. Вот ордена мои. (Один за другим он снимает ордена и кладет их на барабан). Этот дали вы мне, ребята, за Измаил. Этот – за Кинбурн. Этот – Рымником крещен... Шесть ран у меня...
(Снимает с себя мундир и шпагу, одевает простой кафтан на меху. Слышатся рыдания Солдат).
СОЛДАТЫ (Всхлипывают). Не можем мы жить без тебя, батюшка Александр Васильевич...
СУВОРОВ. Опала – моя седьмая рана...
КАРТИНА СЕДЬМАЯ
Кабинет императора Павла Первого. Над сходом, наверху, большой герб Российской Империи. В кабинете – сын Павла Александр и граф Пален. По авансцене проходит, заложив руки за спину, Обер-полицмейстер.
ПАВЕЛ (Пишет, разбрызгивая чернила и скрипя пером). Объявить всем хозяевам домов с подпискою, чтобы они заблаговременно, а именно за три дня, извещали полицию, у кого в доме имеет быть пожар...
(Отбрасывает лист в сторону, и тотчас на авансцене мчатся ФЕДЬДЪЕГЕРИ).
ПЕРВЫЙ ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ (Торопясь). Указ..
ВТОРОЙ ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ (Навстречу). Еще указ…
(За окнами – громкое карканье).
ПАВЕЛ. Что они, сговорились, что ли, поперек порядку? Всех галок и ворон в городе – расстрелять!
(На авансцену падают подстреленные вороны и галки).
БИБИКОВ (Входя). Государь, казаки бастуют. Требует землю. Как прикажете – отдать им земли или оставить у частных владельцев?
ПАВЕЛ (Рассеянно). Быть по сему!
БИБИКОВ (Сбит с толку). То есть, за казаками прикажем землю оставить?
ПАВЕЛ (Твердо). Землю оставить.
БИБИКОВ. Частным владельцам?
ПАВЕЛ. Быть по сему. В поход на Индию велю идти казакам. Двадцать тысяч сабель. Завтра.
БИБИКОВ. Завтра?! А маршрут? А продовольствие?
ПАВЕЛ (Вскакивает из-за стола). Идти! Потерпят до Индии – без еды!
(Бибиков, пятясь, отходит. Александр опускает голову).
ПАЛЕН. Государь, надеюсь у вас нет оснований в верности сомневаться моей?
(Молчание).
Тогда позвольте почтительно заметить – не всякое монаршее слово воду в камень обратить способно...
ПАВЕЛ (Холодно). Воду, граф, в камень мороз обращает...
ПАЛЕН (Покорно). Слушаюсь.
(На сцену заглядывает Мастер. Он в круглой старинной шляпе с полями).
ПАВЕЛ. Что это на вас? Я приказал: шляпы круглые – не носить! Ни фраки старинные! Ни жилеты! Платье чтоб со стоячим воротником!
(К Мастеру кидаются куклы. Они срывают воротник с платья, режут полы. Полураздетый Мастер торопливо скрывается).
Что еще?
ПАЛЕН. Еще ждут вас с тетрадями об объединении и размежевании церквей...
ПАВЕЛ. (Кричит). К черту! Тетради! Церкви! Соединения! Размежевания! Я устал! Чтоб завтра все – при параде!
ЗАТЕМНЕНИЕ
КАРТИНА ВОСЬМАЯ
На авансцене – Старый Солдат с вещмешком за плечами – он уходит в отставку, и Молодой Солдат. Теперь на Молодом – костюм Павловского полка.
МОЛОДОЙ СОЛДАТ (Рассказывает).
Нас обряжают в букли
Вроде немецкой куклы
Велят на потеху всем
Ленту носить в косе.
Палки на наших спинах
Наши считают вины.
Солдату идти на плац
Не по душе – хоть плачь…
(Старый Солдат сочувственно качает головой. Слышится звук трубы. Молодой Солдат опрометью бросается бежать).
Пора на плац! Прощай!
(Александровский плац. На плацу – Солдаты. Все они одеты по новой, прусской форме. На трибунах Генералы, Сановники, Иностранные гости).
ГОЛОС БОЛОТОВА. Развиваются стандарты,
На плацу стоят солдаты,
Рог поет, блестят штыки,
Пудру сыплют парики.
(Начинается парад. Появляется Павел. С ним – императрица Вильгельмина и ее племянник принц Евгений Вюртенбергский. Перед Павлом, салютуя, проходят полки. Павел с блаженной улыбкой передает их салюты Принцу).
АНГЛИЧАНИН (В сторону Принца). Кто этот прелестный юноша?
ПАЛЕН. Это принц Евгений Вюртенбергский, новый любимец государя...
АНГЛИЧАНИН. А где генерал Бибиков? Я не вижу его...
ПАЛЕН. У нас теперь министры, любимцы и генералы сменяются чуть не ежедневно...
АЛЕКСАНДР. Будьте осторожней…
ПАВЕЛ (Вдруг). А где офицеры: Замойский, Руднин?
ПАЛЕН (Тихо, Павлу). Больны, Ваше Величество.
ПАВЕЛ. Больны?! Во время учений? Как смеют?! Разжаловать в рядовые! (Сипло). Сюда – фанагорийского адъютанта!
(Де-Рибас подбегает к Павлу).
ДЕ-РИБАС. Ваше Величество?!
ПАВЕЛ (Щиплет его, визгливо). Я из вас суворовский дух вышибу! Под арест? На каторгу! В Сибирь! В безвестные!
(Хватает его за ворот, трясет, бросает на землю его шпагу).
Прочь! Шагом марш!
ГОСТИ (Переглядываясь). – Кто?
– Кто?
– Кто?
ПАВЕЛ. Все!
(Полк, развернувшись, так же строем, уходит. Павел подзывает Николёва).
К Суворову ступай, в Кончанское, чтоб все знать – от кого? Куда? К кому? Зачем? Через кого? И о чем?
(Николёв исчезает).
Фанагорийский полк вернуть!
ПОСЛАННИК ИЗ САРДИНИИ. Что с Государем?
АНГЛИЧАНИН. Он болен...
ПАЛЕН. Я погибаю от горя. Каждый день новое запрещение: то шляпы не те, то брюки – не знаешь, что и надеть... Я и деньги беру с собой на плац – вдруг изгонит? (Звенит монетами в кармане). Нет, эта кутерьма долго оставаться не может!
(... Проходит Апшеронский полк. В то же время на плац возвращаются Фанагорийцы. Они сталкиваются).
ПАВЕЛ. Вице-директор Саблуков! Почему – оттенки! Все мундиры чтобы – точь-в-точь!
САБЛУКОВ (Осторожно). Государь, точь-в-точь возможности нет. Сукно – не точь-в-точь, а чуть-чуть...
ПАВЕЛ (Рассвирепев) Что?! В Сибирь!
(Два Солдата становятся по обе стороны от Саблукова и уводят его под конвоем; появляется Мастер).
МАСТЕР (Павлу). Вот я нес вам... Не доделал!
ПАВЕЛ. Что?! На цепь его!
(Вбегает Адъютант).
АДЬЮТАНТ. Государь! Беда! Война! Европа против нас! Италия! Франция! ПАВЕЛ. Война?!
(Павел зеленеет, как капуста, и падает прямо на руки к подоспевшему Мастеру).
КАРТИНА ВОСЬМАЯ
На авансцене – улица Санкт-Петербурга. Возле Инженерного замка. Ночь. Полосатые столбы постовой будки.
ПЕРВЫЙ ЧАСОВОЙ. А раньше музыка играла веселая... До утра играла.
ВТОРОЙ ЧАСОВОЙ. Война, говорят...
ПЕРВЫЙ ЧАСОВОЙ. Кого же полководцем?
(Услышав шаги, замирают. Появляется Обер-полицмейстер. Он молча проходит, все так же заложив руки за спину и вытянув голову вперед).
ГОЛОС БОЛОТОВА.
...Полосатые посты. Ночь.
Застава на заставе.
Город для того затих,
Чтобы спал спокойно Павел...
Лишь печальные рожки
Среди улиц городских...
(Спальня Павла. Тихо открывается дверь. Входит Мастер. На руках у него – Павел).
МАСТЕР (Укладывая Павла). Павел... Бедная кукла... (Уходит).
ПАВЕЛ (Садясь на постели). Мне приснилось сейчас, что я кукла…(Хохочет, потом вдруг). Эй, Мамка, Нянька! (Вбегают Мамка и Нянька. В услужливых позах они склоняются перед Павлом).
Я – кукла?
НЯНЬКА. Спи, батюшка-царь! Все кругом спят, двери заперты, не боись...
ПАВЕЛ. Заперты? А царь Петр приходил...
НЯНЬКА. Кто? Давай-ка, спи! (Поет, укачивая Павла).
Спи-усни, сладкий царь,
Спят покои дворца,
Пуфы постланы гладко,
Двери заперты крепко,
Птички в клеточках спят...
(Аккуратно подбирает одеяло на постели Павла).
ПАВЕЛ (Снова вскакивая). Война! Страшно!
(В дверях – граф Кутайсов. Он подталкивает к Павлу закутанную в чадру Турчанку).
КУТАЙСОВ. Вот, Государь, подарочек… Развлечься...
ПАВЕЛ. Прочь!
(Кутайсов и Турчанка скрываются).
Нянька, Вареньку призови!
(Через некоторое время появляется Варенька Нелидова. Она в ночном пеньюаре. Сонно хлопает ресницами).
НЕЛИДОВА. Государь?!
ПАВЕЛ. Страшно!
(Вдруг бросается к столу, пишет).
НЕЛИДОВА (Глядит ему через плечо). Неужели?!
(Павел звонит в колокольчик. Вбегает Адъютант).
ПАВЕЛ (Передавая ему письмо). В Кончанское...
ЗАТЕМНЕНИЕ
На авансцене – Мастер.
МАСТЕР. (Садится на пол). О, господи! Как же так могло случиться, что я, «мужик, раб, ниже всех в великой державе поставленный, один тут – живой! Куда ж мне с этим? И как мне их урезонить? Что, казалось, бы проще? Подошел и сдернул с насеста! (Пауза). А ведь не смею! (Шепотом, округляя глаза). Даже Павел – кукла! Император!
КАРТИНА ДЕВЯТАЯ
Кончанское. Суворов, в рубахе навыпуск, играет в «бабки» с деревенскими мальчишками.
СУВОРОВ. «Город»! (Размахивает битой. Хитро сложенное сооружение из чурок разбивается). Теперь «Бабушка в окошке»!
(Ребятишки складывают новую фигуру).
МАЛЬЧИШКИ. Дяденька-граф, расскажи, как турок бил!
СУВОРОВ. (Взмахивает битой). А вот так и бил!
(Снова летит бита, снова рассыпается чурочный город).
Стой! Отдых! (Отходит в сторону). И не хочу – в Санкт-Петербург! Чем тут не жизнь?! Птицы поют, белки скачут… И вообще живности много: четыре лошадки, еще канареечки, целая горница. А Императора этого – немца... Пусть они жалуют! А то – парик, застежки да гамаши! Какая гадость! (Неожиданно горячо). Деда моего еще Петр Первый крестил! Петр – не Павел! Быть кошкой каштанной обезьяны? Нет, уж лучше полное ничтожество! А причину нашел: «Так как нету войны, и ему делать нечего, отставить от службы»...
(На авансцене Николёв и Прохор).
ПРОХОР. А Иуда – удавился на осине...
НИКОЛЁВ (Недослышав). Женился на Аксинье?
ПРОХОР. Не женился, окрутился и …
(Показывает, затягивая вокруг шеи воображаемую петлю).
НИКОЛЁВ. Но мне поговорить надо с графом... Купец Солодовников тут деньги... Должок требует... от графа…
(Увидев Суворова, ретируется).
СУВОРОВ. ... Заморозить хочет Россию до потешной ледяной игры… А мне Россия всего дороже! Природа произвела Россию только одну! Она соперниц не имеет! Снурочным мастерством займусь! В белильное предприятие уйду!
ПРОХОР (Подходя). Забудьте!
СУВОРОВ. Забыть? Бог дал нам две способности для нашего слабого сердца – вспоминать и забывать. (Пауза. Снова загораясь). Немецкая игрушка! Механический арлекин! Деревянная чурка! Верноподданный прусского короля на русском троне! Но я не дам ему! Не дам! На Руси свои игры! Свои – и домовые и лешие! Душа своя! Уж если и быть куклой, то Петрушкой, а не Марионеткой на ниточках!
(Пускается в пляс, широкий русский перепляс, по-петрушечьи раскидывая руки и припевая).
Как во Питере, во граде,
Жили праведны в отраде,
Красны солнышки светлели.
Рай и царство там белели.
Красно солнышко скатилось,
Рай и царство затворилось!
ПРОХОР (Подбегая). А ну, успокойтесь, граф! Отставить! Я запрещаю вам!
СУВОРОВ (Выпучив глаза). По чьему приказанию?
ПРОХОР. Фельдмаршала Суворова!
(Суворов мгновенно затихает, потом подносит табакерку к носу, чихает и уходит. Появляется Наташа Суворова-Зубова с маленькой дочерью. Наташа – красивая, холодная, светская).
ПРОХОР (Суетясь). Суворочка! Приехала! Вот радость-то нашему! Вот радость!
(Вбегает Суворов. Смешно растопырив руки и растерянно моргая, он бросается к дочери).
СУВОРОВ (Бормочет). Наконец-то! Смерть моя – для Отечества! Жизнь моя – для Наташи!
НАТАША. (Отстраняясь). Батюшка, в каком вы виде изволите?!. (Прохору). О вещах позаботься. (Раздраженно бьет себя по щеке) Комар!
СУВОРОВ (Подобравшись). Там была «мушка», тут комар... Ступай в комнаты. Отдохни!
(Наташа уходит. Суворов – горестно).
А вся в меня была... В стужу босиком бегала. (Внучке). Любишь ты солдат, душа моя?
ДЕВОЧКА. Я люблю Суворова! В нем – и солдаты, и победа!
СУВОРОВ. Ишь ты, какая боевая! Настоящая Полкан-девица! Ступай. После птичью горницу тебе покажу!
ПРОХОР. А куда подводы с дворней, с одеждой? Для барыни?
СУВОРОВ. Подводы?! Прочь! Скажи, чтоб назад ехали!
(Прохор убегает).
ГОЛОС НАТАШИ. Настя!
(В ответ – грохот колес отъезжающих подвод).
КАРТИНА ДЕСЯТАЯ
Спустя месяц – там же.
СУВОРОВ. Ну, вот... Наташка уехала... Опять один, сам-друг, сам-третий... (Кричит). Прохор! Чаю, что ли, согрей! Кончанское! От слова «конец»... Земли конец... Одни болота кругом... (Садится под дерево, пишет). Как время кратко... Еще немного лет – и сок весь высохнет в лимоне. Почти вижу смерть свою. Уже стал я подобен скелету, лишенному стойла ослу, бродячей воздушной тени. Но я не хочу умереть так позорно! Я не отдамся в руки ее иначе, чем на поле брани! (Отчаянно). Господи! Исторгни меня из праздности – в роскоши жить не могу!
(Слышен звон бубенцов. Вбегает Прохор).
ПРОХОР. Фельдъегерь жалует! Из Петербурга...
(Суворов встает, прислоняется к дереву).
СУВОРОВ. Сейчас покажет мне тихую обитель в сибирской тайге…
(Уходя, сталкивается с генералом Толбухиным. Суворов – бормочет).
Пардон, же лез арм...(У меня есть оружие). Ба-ле-зарм... (Тише, оружие).
ТОЛБУХИН (Протягивает Суворову письмо). Его высокопревосходительству, генерал-фельдмаршалу Суворову!
СУВОРОВ. Фельдмаршал должен находиться при армии, а не в деревне...
(Хочет уйти).
ТОЛБУХИН. Рескрипт его величества... Назначение...
(Суворов круто поворачивается).
В армию, ваше сиятельство! (Тихо). Кроме царского двора, есть еще и Россия!
СУВОРОВ. Подай письмо! (Читает). «Отец Александр Васильич! Решите судьбу России. Лишь вам по плечу сей труд... Ваш Государь и друг...»
ТОЛБУХИН. Главнокомандующим русско-австрийской армией!..
КАРТИНА ОДИННАДЦАТАЯ
Санкт-Петербург. Прием в Инженерном Замке. Все убрано на немецкий лад. Мужчины курят немецкие глиняные трубки.
ПЕРВЫЙ ГЕНЕРАЛ (С повязкой на глазу, Второму). Вам многие лета! (Палену). Вас с орденской лентой…
ПАЛЕН. Не надо, не поздравляйте! Мы все находимся между крепостью и орденами, между Сибирью и подарками. (В сторону). Канат танцовщика... На нем можно ходить, стоять, даже прыгать, но нельзя прожить и одних суток!
(Входит Павел в окружении Аракчеева, Нарышкина и Кутайсова. Пален что-то шепчет Павлу на ухо).
ПАВЕЛ. Дурные вести? Не вижу оснований к страхам! А я и не боюсь!
(Одновременно глядит на себя в зеркало. Вдруг – неожиданно).
Как странно! Я вижу себя в зеркале со свернутой шеей!
КУТАЙСОВ (Нарышкину). Видите, в каком состоянии Государь?
НАРЫШКИН. Чему удивляться? Уж ежели за Суворовым послано. (Тихо). И не знаешь, чего больше бояться, что приедет или что откажется...
ПЕРВЫЙ ГЕНЕРАЛ. Не приедет, скажется больным... Хитер батюшка... Кой черт ему лезть в проигранную кампанию?.. Пари держу!
ВТОРОЙ ГЕНЕРАЛ. Да, не сунется он нынче в Европу на верное поражение!
КУТАЙСОВ. Нет, уже лучше поражение, чем этот шут-петрушка среди нас...
НЕЛИДОВА (Зевая). Скука в чувствах. Иногда ужаснее зевать, чем плакать.
ПАВЕЛ. Кажется, трости моей хочется прогуляться по чьим-то спинам...
(Ходит, размахивая тростью с набалдашником).
А где Александр? Отчего он опаздывает?
ПАЛЕН. В десять должен быть здесь...
(Павел становился посредине зала, вытаскивает часы. Тишина. Слышен только стук его часов. На авансцене появляется Александр. Он тоже смотрит на часы. Часы Александра и Павла стучат в унисон).
ПАВЕЛ. Ровно...
(Александр входит в зал).
Ты вправду гулял? (Глядит подозрительно). Или прятался где?
АЛЕКСАНДР. Гулял, Батюшка...
ПАВЕЛ (Визжит). А точен так отчего?!
(Александр хочет уйти).
А куда вы сейчас направляетесь?
ПАЛЕН (Тихо). Несчастный князь Александр... (О Павле). Только ядом... Как с крысами. (Александр). Будьте сдержаны, вы ничего не можете исправить!
(Окружающие сочувственно переглядываются).
ПАВЕЛ (Почувствовав их настроение). Любовь? К Александру?
(Подходит и останавливается поочередно перед каждым, скрестив руки на груди и тяжело дыша, потом отходит прочь, улыбаясь.
За сценой звон колокольчика. На авансцене появляется Суворов. Его под руку ведет генерал Толбухин).
СУВОРОВ. Скорее! Скорее!
ТОЛБУХИН. Нужно привести себя в порядок. Камзол – в грязи! И сапоги! И парик!
СУВОРОВ. Парик плох? (Стаскивает парик. Вбегая в залу, Кутайсову). Что, батюшка, шута ждали? Вот он и пришел!
(Павел глядит с ненавистью на грязные сапоги Суворова. Однако спешит ему навстречу, широко расставив руки... Но не дойдя до Павла, Суворов падает, распластавшись на полу, как тряпичная кукла).
Ах, как здесь скользко!..
ПАВЕЛ (Помогает Суворову). Поднимайтесь, батюшка!
СУВОРОВ (Раскланиваясь). Вы просите стихами, так я могу,
Реверанс – сто забот,
То ли шляпу – за борт,
То ли руку – на эфес...
ПАВЕЛ (Обнимает Суворова). Александр Васильевич! Дорогой! Главное, что вы здесь! Идемте! К вашим детям, к фанагорийцам! Но сначала – ко мне! Ко мне!
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СВЕТА.
На авансцене Павел. Обняв Суворова, ведет его, приговаривая.
ПАВЕЛ. Ко мне... Ко мне... Сперва по подъемному мостику с плацадьютантом, потом через воротца, в переднюю... И в спальню! (Хихикнув). Мне снился сон, ты познакомил меня с мухой, которая отгоняла от меня комара.
СУВОРОВ (Останавливаясь, внезапно). Ваше Величество изволит обречь меня на кампанию, заведомо проигранную и испохабленную господами союзниками?..
ПАВЕЛ (Растерянно). Граф!
СУВОРОВ (Торопливо). Да ведь я согласен! Согласен... И слова нет об отказе! Я себя вне русской армии не мыслю не только в дни Виктории, но и в дни позора...
КАРТИНА ДВЕНАДЦАТАЯ
Учения. Молодой солдат выполняет упражнения с ружьем и штыком. Появляются Суворов и Павел – все так же в обнимку. Солдат видит Суворова, глаза его на мгновение загораются, но деревянный голос Аракчеева: «Делай!» – и снова это бессмысленный манекен.
ПАВЕЛ. Чем ближе к прусскому подойдем, тем надежды на победу больше! (Глядя на марширующего солдата). Славно, когда солдаты ровные, как солдатики! (Суворову). Вот! Почище, чем у прусских! Ты там у себя в глуши, поди, отстал? Так гляди! Солдат есть простой механизм, артикулом предусмотренный! (Указывает на Аракчеева). Вы помните его? Он при вас майором был...
СУВОРОВ. Узнаю героя! Верх генеральский, а подкладка – та же!
(Один из солдат выходит вперед. Павел краем глаза следит за реакцией Суворова).
Хорош…
(Павел расцветает улыбкой).
... болван! Жаль, к штыковой не годен! А ежели к стене прислонить – лучше не будет солдата!
(Схватившись за живот, идет прочь).
ПАВЕЛ (Задохнувшись от гнева). Вернуть! (Солдатам). Слушать команду генерал-фельдмаршала Суворова!
(Быстро выходит).
СУВОРОВ (Солдатам). Ребятушки!
СОЛДАТЫ (Робко). Батюшка! (Смелее). Батюшка! Александр Васильевич!
(Строй рассыпается. Аракчеев опускает глаза. Уже на авансцене – Суворов целует, обнимает Солдат).
СУВОРОВ. А гадость эту кукольную – прочь! С мукою вместе!
(Солдаты испуганно оглядываются, потом начинают сбрасывать парики).
СОЛДАТЫ. Букли нам не по нутру,
Косы – крысам, пусть сожрут!
До чего же здорово
Воевать с Суворовым!
СУВОРОВ (Командует). Налево! Марш!
(Де-Рибас становится во главе полка. Полк уходит).
КАРТИНА ТРИНАДЦАТАЯ
На авансцене – блестящая свита иностранных генералов. Среди них австрийский генерал Розенберг.
РОЗЕНБЕРГ. Вот план кампании... (Протягивает Суворову развернутый лист). Начнем отсюда, пройдем через Альпы, кончим – у Адды… Вы – это Виктория!
СУВОРОВ (Перебивает, крикливо). Ваше величество Ганнибал! А высоки ли Альпы?
(Генералы в недоумении глядят друг на друга. Суворов, повернувшись к ним).
Виктория! Русской кровью? (Резко). Никакого методизма, ни прусского, ни австрийского... Мы начнем с Адды... А кончим – где Бог даст! Военный шаг – аршин. Рви! Лети! Ломи! Скачи! Жителей – не обижай! Просящего пощадить – милуй! Вперед! Вперед! Вперед!
РОЗЕНБЕРГ (Тихо – другому). Этот старик – живой талисман! Его достаточно просто развозить по войскам!
СУВОРОВ (Резко). Два полчка пехоты и два полчка казачков!
РОЗЕНБЕРГ. Не понимаю, Ваше сиятельство! Вся армия...
БАГРАТИОН (Выходя вперед). Авангард ждет вас!
ЗАТЕМНЕНИЕ
Солдаты, русские и австрийские, идут в атаку. Они скользят, как тени, сквозь ветер и пургу.
ГОЛОС. Битва за битвой. Сражение за сражением: при Нове, при Адде, на Чертовом мосту... У-у! Буря! Адский огонь! И везде он – среди солдат. В своем плаще синем, ветротленном...
То ветер, то вьюга
Встают на пути,
Шляпенка с полями
Вот-вот улетит...
Говорили: «Его кружит в битве, как перо в вихре»...
А он все твердил:
«Разве судьба Отчизны
Нам не дороже жизни?
О доблести никогда
Не забывай, солдат!»
И еще:
«В бою – на пули идет расчет,
Битва – не на плацу балет:
Одна – тому, кто вперед идет,
Назад бегущему – десять вслед!»
И все повторял: «Стрелять недосуг... В штыки, в штыки...»
(Появляется Суворов. Он в старом синем плаще. Поля шляпы – опущены. Рядом с ним огромный старик – швейцарец Антонио Гамма. Мимо пробегают Солдаты...).
АВСТРИЙСКИЙ СОЛДАТ. Штик – карашо! Штик – молодец!
СУВОРОВ (Швейцарцу). То-то... Войско необученное, что сабля неотточенная! (Пробегающим Солдатам). В штыки... В штыки…
(Закашлялся).
СОЛДАТЫ (Пробегая мимо Суворова). Ур-р-а!
АНТОНИО ГАММА (Пытаясь перекричать ветер). Ты болен совеем...
СУВОРОВ. Ничего, ничего... Скоро около той вершины – соединимся с армией Корсакова... И огонек тебе будет, и супчик... (Солдатам). Вперед! Ружья наперевес! В штыки! Ура! (Бежит вместе с солдатами. Ветер. Снег. Крики «Ура!»).
(Открываются занесенные вершины Альп, кругом глубокие пропасти. Внизу – облака. Суворов, Гамма и Солдаты – все оборваны, измождены. На ногах обрывки сукна. Некоторые из солдат – босые. Суворов – оглядываясь вокруг).
СУВОРОВ. ... Ишь, выше облака ходячего. Где же армия Корсакова?.. Одни вершины и пропасти... Он выгнал меня сюда, чтоб истребить...
ГАММА. Мы полюбили тебя... Он – выгнал, а мы – полюбили.
СУВОРОВ. Спасибо, спасибо, братец! Ты вон вайб (жену) свою оставил, за мной пошел... А тут – глянь-ка что?!
(Сходятся Разведчики).
– Армия Корсакова разбита!
– Армия Готце – разбита!
– Долина со всех сторон окружена французами…
– Тридцать тысяч солдат и офицеров погибли...
СУВОРОВ. Погибли? (Ходит взад-вперед). Помилуй, Господи! Тридцать тысяч! И каких! Что же делать? (Генералам). Господа!
(Суворов закрывает глаза и становится неподвижным. Он – словно одеревенел. Пауза. Со всех сторон сходятся Генералы).
ГЕНЕРАЛЫ. Сдаться на милость французов. Другого пути не видим. На этот раз кампания проиграна...
СУВОРОВ (Как эхо). Проиграна...
ГЕНЕРАЛЫ. И вам горечь поражения станет ведома...
СУВОРОВ. Ведома...
ГЕНЕРАЛЫ. Может быть – бой?
(Суворов отрицательно качает головой).
ГЕНЕРАЛЫ. Неужели сдаваться?
(Один из Генералов пытается вывести Суворова из оцепенения).
Ваша светлость! Где ваша бодрость!? Где ваши веселые суворовские штучки, а Александр Васильевич?!
СУВОРОВ (Открывает глаза). Здесь я – не Суворов, а фельдмаршал русский! Всю жизнь я положил на то, чтобы русского солдата, гордость России, вырвать из мертвого театра деревяшек. И ежели приумножал когда воинскую ее славу, то тем только, что вызов бросал кукольности, фальшивости. Коросту эту, на себе найдя, отдирал с кровью... Ибо стоит только замешкаться, снова эти букли кукольные нарастают! (После паузы). Но один путь свободен... (Все настораживаются). Туда!..
ГЕНЕРАЛ (Опешив). Вниз?! На Иланц? К Рейну? Но там – бездна! Ледяной склон! Ни тропки!
СУВОРОВ. Внизу – бездны! Вверху – враги!..
ПЕРВЫЙ ГЕНЕРАЛ (Осторожно). Вы полагаете, Солдаты – куклы? Этак можно только куклу с горы... А Армию? Такого и Ганнибалу не случалось!
СУВОРОВ. Но мы – русские!
(Голос его пресекся, он заплакал. Солдатам – опустив голову).
Солдаты! Ребятушки! Чудо-богатыри!..
СОЛДАТЫ. Приказывай, батюшка, пойдем, куда скажешь... Мы – русские! Мы все одолеем!
(Суворов поднимает голову. Глаза блестят).
СУВОРОВ. А ежели «вниз» – скажу? Кубарем?
(Солдаты замирают).
Да–да! Кубарем! Ребятушки! Чудо-богатыри! (Пауза). За мной! Вперед!
(Расцеловавшись с Гаммой, подхватив подмышку ружье, Суворов прыгает вниз, в пропасть... Крики – «Вперед!» «Ура!» Солдаты прыгают за ним).
ЗАТЕМНЕНИЕ
КАРТИНА ЧЕТЫРНАДАТАЯ
Суворов в своем синем плаще проходит по авансцене. По мере того, как он движется, перед ним склоняются знамена различных полков.
ЛОРД НЕЛЬСОН (Подходя к Суворову). Нет человека, который любил бы вас так же, как я...
(Австрийский консул вешает на шею Суворову орден – военный крест
Марии-Терезии).
ШОТЛАДСКАЯ ПРИНЦЕССА (Делая книксен). О, князь! Я была бы счастлива быть невестой вашему сыну...
(Суворов склоняет голову. Он проходит мимо пленных французских генералов. Среди них – генерал Лекурб).
СУВОРОВ (Лекурбу). У вас есть жена? Передайте ей эту розу! В знак уважения к храбрости ее мужа!
(Закашливается. Протягивает генералу розу. Лекурб благодарно целует цветок. Суворова приветствуют войска. Солдаты подминают его на руки.
Крики: «Герой! В столицу!»).
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СВЕТА.
Солдаты на руках несут больного Суворова. Суворов слаб, он кашляет, но он – счастлив, на нем мундир со всеми орденами.
СОЛДАТЫ (Поют). Где не штык, там – шпага,
Где не конь, там – шагом...
А Суворовский солдат
Был всегда умом богат!
(Неожиданно навстречу поднимается маленькая серая фигура с вытянутыми вперед руками, и растопыренными пальцами. Это – Павел. Он без парика, волосы – торчком...).
ПАВЕЛ. Стой!
(Все останавливается. Павел приближается к Суворову).
Прочь!
СУВОРОВ (Отшатывается). Что это?! (Вдруг громко) Артиллерия! Конная! Полевая! Осадная! Крепостная! (Тише). И новые гаубицы... (Затихая). Из рукава скользит… Скользит... Ускользает...
ПРОХОР (Выбегает вперед). Что?
СУВОРОВ. Жизнь… (Откидывается на спину, затихает).
ПРОХОР. Братцы родимые! Чудо-богатыри! Орды Суворовские! Умер наш батюшка!
ВРАЧ (Проверяя пульс Суворова). Нет, нет, ничего… Отпустило!
(Пауза).
СУВОРОВ (Приподнимается). Генуя! Сражение! Вперед.
(Падает. Тишина. Все снимают шапки. Солдаты рыдают).
ГОЛОСА. О господи! Что это?
– Надорвался, не вынес!
– Вон он, словно живой лежит!
КОРОТКОЕ ЗАТЕМНЕНИЕ
ЭПИЛОГ
Та же картина, но уже в живом плане: живые Солдаты у надгробия Суворова. Неожиданно со всех сторон, оттесняя Солдат, сбегаются Дамы и Господа.
На ширме появляются два Солдата, у обоих красные от слез глаза.
МОЛОДОЙ СОЛДАТ. Оттерли нас...
СТАРЫЙ СОЛДАТ. Ничего, нашего батюшку от солдат не отделишь. Они ихнего брата терпеть не могли... (Показывает на зал). Все плачут... Умер наш Александр Васильевич... (Голос срывается. Увидев Павла) Гляди, царь!.. (Равнодушно). Он, говорят, с ума сошел...
(Из глубины появляется закутанный в плащ граф Пален. С другой стороны входит Александр).
ПАВЕЛ (Манит Палена пальцем). А ну, сходи на маленький дворик. Там дырочка есть в земле... Так ты загляни в отверстие это... (Значительно поднимает палец, не договорив). Ну, ступай!..
(Пален пожимает плечами, но не уходит. Павел топает ногой. Но что это? Ноги его все более начинают походить на трости, худая шея – на гапит. Пален приближается к Павлу… Мгновение – и тот безжизненно повисает. На авансцене катится выпавший из него механизм).
МАСТЕР (Входит). Хватит!
(Кидает остатки Павла в мешок).
ГОЛОС. – Покушение на государя!
– Нет, нет! Смерть!
Мастер протягивает руки и сбрасывает кукол одну за другой в свой мешок. Рука тянется к Солдатам… У Молодого Солдата от удивления широко раскрываются глаза…
Словно перечеркивая все происходящее, громко звучит песня Суворовских Солдат. По сцене проходят Солдаты, тем самым завершая спектакль. Солдаты поют:
Трепещет смерть и прочь бежит
От тех, кто пал за свой народ.
Суворов с нами в жизни жил,
Теперь в сердцах у нас живет!
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.
© И.М.Заграевская