ИННА ЗАГРАЕВСКАЯ
БЕДНЫЙ КОРОЛЬ
Пьеса-танец на румынские темы в двух частях
Пьеса написана в конце 1970-х годов.
Опубликовано в кн.: Инна Заграевская. Наследник. М.: «Искусство», 1992.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
КОРОЛЬ.
МАТРОС.
БУЛОЧНИК, он же Рыжий.
МАРТА.
СТАРИК.
ПОРТНОЙ, он же Слуга.
ФИЛОСОФ.
КОРСАР.
ПОВАР, он же Гончар.
БАБА.
ЧЕЛОВЕК С ПИСТОЛЕТОМ.
ЧЕЛОВЕК С КОТОМ НА ШЕЕ.
НЕЗНАКОМЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ.
_____________________________
ОТ АВТОРА
Румынские танцы – «говорящие» танцы. Гнев, радость, волнение, удовольствие или неудовольствие, любовь и красоту – все могут показать их разнообразные фигуры и ритмы. Танец радости, желания, цветка (базилика или розы). Даже танец корыта!
Ведущий диктует рисунок танца. А в это время танцующие что-то говорят, шутят, ссорятся, даже объясняются в любви...
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
На авансцене – румынский «Данц». Танцующие, цепочкой, описывают всевозможные фигуры: круг, овал, треугольник... Ведущий – сейчас это Матрос в обтягивающей грудь тельняшке – диктует движение. Тут же Философ, Баба, Старик и другие.
А вот на сцене возникает корабль. Вокруг – деревца, редкий румынский лес. Матрос что-то красит; Философ зашивает безжизненно висящий парус.
Матрос (насвистывая песенку). Плыви, мой корабль, плыви... Эх, Ваше Величество, мечта!
Это – было, это – сплыло.
Если было, то когда-то
Был тогда медведь хвостатым,
Волки жили в деревнях,
Рыбы грелись на холмах...
Если бы мой дядя был лорд-адмиралом королевства...
Появляется Рыжий. Это полный, рано полысевший парень.
Эй, куда идешь?
Рыжий. Ищу корабль, который посуху путь держит.
Матрос. Тогда иди к нам.
Рыжий взбирается на корабль.
Как тебя зовут?
Рыжий. Петром. Гагауз я.
Матрос. А я – из Валахии. (Оглядев серый солдатский сюртук Рыжего). Похоже, едем вместе?
Баба (чистит горох). Едем. Все равно жизни нет, и счастье мимо прошло. Хоть в море сплавать!
Звучит музыка старинной баллады, ее первая часть: «Чабан потерял своих овец».
Голос. Эй, кто-нибудь!
Появляется Король. Одет просто, но на шее – золотая цепь.
Король (на авансцене). Король без подданных... Это же смешно! Обычно у самого захудалого короля остается хотя бы один слуга. Бывали короли, которые проигрывали сражения, пропивали державы. А я – трезв, и остался без подданных!
Рыжий. Смотрите, ну и красавец! Золотое монисто на шее. Прямо царь Ирод из балагана на ярмарке...
Король. Я и есть царь... Король.
Рыжий. Сейчас и королей-то нет!
Король (подходя к кораблю). А я – Король. Самый последний Король на земле. Только я – бедный Король. (Матросу). Дай помогу тебе. Я обожаю красить. (Берет у Матроса кисть). Почему – не знаю, но я уже давно один. (Красит борта). Чтоб на воду его спустить, еще навигацию надо знать... Еще математику... Когда я родился на свет, все пировали и радовались. В ту же ночь мой отец прислонил посох к кровати, сделал три шага – и скончался. Я столько земель обошел – Албанию, Валахию... Мне б хоть гвардию набрать...
Баба (сочувственно). Иди в деревню, там, может, найдешь кого. (Протягивает Королю кусок хлеба).
Король (ест). Такой хлеб я едал, когда богат был, то есть матушка еще была жива... Откуда хлеб?
Баба. Гончар принес.
Из-под снастей, потягиваясь, вылезает Гончар.
Гончар (Королю). И ты на корабль? А еще Король! Ну чего еще тебе надо? Лучше обзаводись-ка поскорее подданными...
Король. А откуда мне их взять?
Гончар. Да вот... Хоть эти... Они с радостью пойдут с тобой. Ну какой корабль, когда здесь и моря-то нету? (Решительно). Хватит! Ухожу! Мечта мечтой, а еще и есть хочется! Мне бы хлеба кус да денежки белые про деньки черные! (Спрыгнув с корабля, идет прочь).
Матрос бросается за ним, но скоро возвращается.
Старик. Ушел все-таки?
Матрос. Ничего, я его так прижал, что у него глаза на лоб полезли. Словно две луковицы!
Король. А в самом деле, знаете что, будьте моими подданными! Камергером! Шталмейстером! Телохранителем! (Бабе). Вы будете статс-дамой! Дипломатический прием! Королевский совет! А корабль ваш... Ведь он и правда – на песке...
Матрос. Он вот-вот поплывет... Еще бы легкий бриз...
Рыжий. Перестань! Ну-ка, бросим монетку! (Подбрасывает кверху пятак). Так я – сановником, говоришь? Ну что ж... Я согласен. Бедным не приходится выбирать, изгнанникам торговаться, а я беден и одинок.
Философ (берет скрипку). Быть слугой – это ужасно! Но я не знаю лучшего способа выразить свое презрение к человеческому разуму – и потому я тоже согласен!
Король (радостно). Вы согласны? Не правда ли, в самом деле, сама идея – искать приключений – столько хлопот! Опасностей! То буря, то штиль! Иное дело – закон! Все так спокойно! Закон сам вам помогает! Крыша... Стена... (Достает легкий золотой шлем и надевает его на голову). Зачем корона, правда? (Вопросительно глядит на Старика).
Старик. Стар я уже, по мне – что ты, что этот корабль...
Через авансцену проходит Корсар. Корсар смугл, несколько рябоват,на плече – палка.
Король (в сторону Корсара). Он приятен, как весна, Остановите его!
Матрос. Мэй, Корсар!
Но Корсар, насвистывая, проходит мимо.
(С завистью). Вот кто настоящий моряк! Корсар...
Баба. Он всё моря ищет... В наших сухих местах...
Король. Корсар... Благородный морской разбойник... Я всегда мечтал встретить благородного разбойника... Я прочел где-то недавно: «Кто знает, что такое горе, – ко мне!» А он, видно, беззаботный человек. Поэт моря! (Вздохнув, разбрасывает деньги). Берите!
Матрос. Постойте! Он, может, сейчас поплывет...
Но все уже бросаются поднимать монеты.
— Ура! Новая одежда!
— Сапоги!
— Каракулевая шапка!
— Мешок из козьей шерсти!
Одна монетка откатывается в сторону.
Рыжий (догоняет ее). Мой второй сапог!
Баба быстро прячет свою монету за пазуху. Матрос нехотя слезает с корабля... И снова все становятся цепочкой. Теперь впереди Король. Последними идут Матрос и Рыжий. Звучит вторая часть баллады: «Чабан нашел своих овец».
Король. А кто кем будет – мы решим жребием. (Радостно оглянувшись). Эй, кто вы?
Рыжий (важно). Твои слуги.
Матрос и Рыжий на мгновение останавливаются.
Не правда ли, сегодня прекрасная погода?!
Король. Как хорошо! А то каждое утро я приходил, садился на трон, потом в испуге уходил. Теперь можно и не садиться – он все равно твой...
...Танцующие перестраиваются. И вот на сцене вместо корабля – стена румынского дома, везде разбросаны небольшие вышитые подушки. Трон... Все придворные уже «приодеты»: у Рыжего – новые блестящие сапоги, на Матросе – каракулевая шапка. Баба натягивает яркие шерстяные чулки... В стороне – Король, положив подушку под локоть, читает. Матрос с трудом прячет зевоту, он пытается слушать Короля.
Вот «Трактат об управлении государством»... Управление государством – не такая тайна, в которую способен проникнуть только гений! Мой дядя был лорд-адмирал! Эй, Матрос, почему бы вам не носить этого звания?
Матрос вздрагивает.
Я сам буду тебя учить. Вот руководство: «Как пользоваться глобусом!» (Роется в бумагах). Вот еще: «Как изготовлять бумажные цветы». Как это попало сюда?! (Хватает гусиное перо и лист бумаги, рисует). Все едино: маленький круг имеет столько же градусов, сколько большой... (С раздражением отбрасывает перо в сторону). Это все ваши румынские гуси. От них плохие перья! Понимаете ли вы, что если маленький круг имеет столько же градусов, сколько и большой, то и управление государством не требует большего искусства, чем пользование глобусом? (После паузы). Часть дня будем работать, часть дня – читать, а третью – гулять по саду. Будут сановники: «Главный», «Не столь главный»... Каждый из вас будет нести вахту по неделе... (Рыжему). Ты будешь заботиться о хлебе насущном.
Рыжий. Булочником, то есть? (Надевает белый халат).
Входит Философ. На нем – новый черный жилет.
Философ. Я подсчитал... Сумма долгов твоих... Словом, тебе бы распустить часть слуг и выбрать домик поменьше!
Король (испуганно). Распустить слуг? Только не это! Вон возьми жезл – ведь ты лорд-канцлер! Теперь вернемся к делам... Нужен ли нам палач? Но откуда мы преступников возьмем? Ведь законы будут просты: жадность, неблагодарность – уголовные преступления! И никаких драк!
Слышится песня.
Эй, позовите, кто там поет?
Входит Корсар. На нем – шляпа, украшенная цветами.
Корсар. Ты велел меня остановить...
Король. Я хотел... Иди ко мне, в королевство... Будешь моим министром, одним из «Главных» сановников государства!
Корсар (смеется). Нет! Я не хочу в королевство! Я человек свободный! У меня – своя дорога. Это смешно – трепетать перед королями!
Король. Но ведь ты нищий!
Корсар. Нищий? Я даже богаче вас, хоть и обхожусь без слуг. Бедному плохо оттого, что он голоден, богатому – от обжорства... Одному плохо – ему некому приказывать, другому – слишком многим приходится приказывать. А я Корсар, сын стрелка, внук лучника. (Подносит к уху раковину). Хотите послушать? Шумит! (Звучит оргáн: «Ти ешь ка мáря!» – «О мое море!»).
Где-то недалеко должно быть море...
В дверь заглядывает Портной. Он начинает новый танец.
Портной. Я – неудачник Портной... Иглу потерял, ножницы затупились, сукно посеклось, а заказчики... Все забывают за работу платить... Или скупятся...
Король (с другой стороны цепочки. Манит его пальцем). Иди ко мне. Уж я-то не забуду: ножницы и иглу дам...
Все танцуют. То один, то другой диктует танец. Король – снова Корсару.
Корсар... Вояка, значит... Только зачем мне вояка? Войн вести я не люблю. Войны всегда обусловлены различием во мнениях, особенно если это касается вещей несущественных... Сын стрелка... Внук лучника... (По-румынски). Пэср-Лэц-Луджúла...
Корсар. Послушай-ка песню... (Поет).
Где ветер воет и валит с ног,
А дно таинственно и черно.
Там, где стихия подвластна мне,
Иду навстречу самой волне...
Корсар запел – и все встали в кружок. Глаза опущены.
Чтоб вместе с нею,
Презревши риск,
Стремиться к небу
И падать вниз...
О море, море!
Король (восхищенно). Поэт! (Корсару). Поэт, хоть поживи у меня! Просто так!
В центре круга появляется Старик. С ним – Марта. Марта черноволоса и черноброва. На ней – платок с перламутровыми украшениями. Размеренный танец «Данц» сменяется «Збучем» («Збуч» – танец волнения).
Матрос, Булочник и Философ (вместе).
— Она моя!
— Нет, моя!
— К черту вас обоих – она моя!
«Збуч» сменяется «Хора». Все двигаются по кругу, слегка покачивая
руками вверх и вниз.
Фоайё вéрдэ бусуéк...
Цинету хора эстат жок! (Лист зеленый базилика... Наш танец – это «Хора»!)
Марта (кричит). Хора мэй! Спляшем «Хору»! (Танцует).
Матрос (Старику). Где ты ее взял?
Булочник (хихикает). Кто хорошо ищет, тот свое найдет...
Марта (Булочнику). Ты глуп, как темная ночь. (Танцуя, Королю). Доброе здоровье, Твое Величество! (Тихо, Старику). Он такой красивый! (Королю). Как ты одет?
Король. Мне все равно...
Марта. А почему не на троне?
Король. Отвык. Я так долго был без подданных!
Корсар. Пойду. Попытаю свою судьбу. Еще разок. (Уходя, Марте). Мэй, красавица, хоть взгляни на меня!
Марта (не оглядываясь). Я посылаю за тобой свой голос.
Король (весело). В самом деле, теперь у меня есть все. Я могу сесть на трон. (Прекращая танец, направляется в сторону трона, потом останавливается). Нет, чего-то все же не хватает... (Задумывается). Королевы! Да, да! Обстоятельства требуют Королевы! (Марте). Иди ко мне – Королевой! Вот тебе подушечка. (Кладет ей под ноги свою подушку). Стань на нее, я разгляжу тебя.
Марта становится на подушечку. Король снимает с Марты шаль, протягивает ей нитку жемчуга.
Возьми! (Булочнику). Принеси два калача, грецкие орехи, фисташки... Еще изюм, инжир...
Булочник уходит.
(Начинает танцевать «Хору фрамусетий» – «Хору красоты»). Милостивая панна! Как тебя зовут?
Старик. Марта... Марушка...
Король (танцуя). Я, конечно, тебя не люблю...
Марта (резко). Верни мне мою шаль! (Старику). Идем!
Король (прекращая танцевать). Постой! Мой отец был богат. У него была своя колдунья... Оставайся и ты... Хоть колдуньей!
Марта. Не хочу! (Направляется к выходу).
Король. Послушай! Эти нити тонки, они могут разорваться! (Но Марта уходит. Король – вслед, сердито). Иди, иди! С пастухом вместе кобыл паси! Эй, девка, можешь выгонять их на пастбище!
Старик и Марта скрываются за дверью.
И все-таки на что она рассердилась? (Визгливо). Дурная трава она! Пусть уходит!
Возвращается Булочник с угощением. Он пританцовывает «Кадэнжу» («Кадэнжа» – гагаузский экзотический, яркий танец) и громко распевает «Дэ нехар зыне» – застольную.
Булочник. Эх, бабы, бабы! Одна стара, как трухлявый пень, другая – свежа, как маков цвет... (Увидев, что Марты нет – разочарованно) А где красавица?
Пауза. Матрос тянет из горлышка бутылки, потом с деланным равнодушием берет «Трактат...» и читает его вверх ногами. Булочник, танцуя, ищет Марту... Вот он становится во главе танца. За ним остальные... Все цепочкой проходят по сцене и затем переходят на просцениум…
Король (неожиданно). Вернуть ее! Устал! Моя голова – словно из испанского стекла! В конце концов, я не просил, чтобы меня делали Королем! Я хочу жить, чтобы меня не трогали, как мне нравится! Например, думать о мирах!
Баба (вздохнув, разрывает цепочку). Пойду кукурузу полоть!
Голос за сценой: «Хай ла оале! Есть посуда из ангоба!» Танцуя, входит Гончар. На плечах его мешок с глиняной посудой. Увидев проходящих Матроса, Булочника и Философа, Гончар роняет мешок и хочет бежать, но те окружают его. Они танцуют, одновременно выкрикивая.
— Причеши-ка ему вихор!
— Поиграй на спине!
— Он заслужил!
— Палок ему! Палок!
Начинается потасовка. Раздраженный Король пытается разнять дерущихся.
Король (хватает Булочника за ухо). Стой! (Гончару). Эй, Гончар, сдается мне – ты один тут причина раздора!
Булочник. А то кто же?
Король. За что же ты его бьешь?
Булочник. За то, что я сердит на его хозяина!
Король. За это можно бить? У меня глаза лезут на лоб, когда я слышу такую речь! (Важно, придворным). Вы – те, между которыми идет великая тяжба?
Матрос (фыркнув). Да, сударь!
Король. Кто же из вас истец?
Булочник. Я.
Король. Тогда изложите суть дела, не отступая от истины, чтобы это могло послужить материалом для приговора, А я доищусь, кто здесь прав, и поступлю как полагается. И если вы солжете хоть одно слово, голову с плеч! (Булочнику). Ну, понял?
Булочник. Понял.
Король. Что же ты стоишь, если понял?
Булочник. Ты же мое ухо не отпускаешь!
Король (отпускает ухо Булочника). А теперь – изложите содержание дела! Хотя бы вкратце!
Ходит взад-вперед по авансцене, заложив руки за спину.
Булочник (Матросу, тихо). Словно осёл – по кругу...
Король, так и не дождавшись ответа, быстро вытаскивает веревку и обвязывает ею всех.
Король. Казнить! Я велю всех казнить! (В зал). Я не сержусь, когда вижу вора, шута, предателя, игрока... Это все в порядке вещей! А если в придачу к этим свойствам еще и тупость, тогда я теряю терпение! Тупость – самый страшный из пороков, он заслуживает казни! И потому запятнанных этим пороком лиц прошу не попадаться мне на глаза! (Гончару). Иди домой, бедняга, рад был снова встретиться с тобой!
Гончар, подобрав мешок, идет прочь. В этот момент из-за кулис выскакивает Человек с пистолетом. Лицо его прикрыто белым платком. Он целится Королю в глаз и хохочет.
Матрос (Булочнику). Ну, какая сегодня погода?
Король медленно распутывает веревку.
Король. У нас еще нет палача!
Затемнение.
Меняется освещение, Король в своей постели. Неожиданно он вскакивает и испуганно кричит. Сбегаются придворные. Их стало заметно больше. Среди придворных – Повар в колпаке и Слуга.
Повар (тихо, Матросу). Ну и кричит! Я даже на кухне услышал!
Король. Мне приснилось, что я опять один.
Придворные (вместе). Никогда. Нам хватит привязанности и преданности. Надо быть людоедами, чтобы уйти от такого, как ты!
Король. Вы – моя последняя надежда. (Слуге). Пожалуйста, закройте окно! Я боюсь сквозняков! (Слуга выходит. Король достает платок и плачет). Я так привязываюсь к людям! Вот вы, Матрос, а теперь мой лорд, скажите, может быть, во мне есть что-нибудь отталкивающее? Пожалуйста, посмотрите в профиль, в фас? (Вылезает из постели и ходит среди придворных).
Придворные (неуверенно). Симпатичнейший человек!
Король. Только не бросайте меня! Хотите, я стану перед вами на колени? Я так виноват перед вами! О моя молодость! О моя румынская кровь! И все из-за него, из-за Гончара! (Вошедшему вновь Слуге). Откройте окно, здесь так душно!
Слуга выходит. Пауза.
Король (отчаянно). Вы уходите? Уже? Почему – вы? Ваше толстое лицо такое доброе! Может быть, вам не нравится открытое окно? Я согласен – пусть окно будет закрыто!
Слуга (возвращаясь, Матросу). И чем он вас покорил?
Матрос. Кроличьей кротостью.
Слуга. А мне уже надоело каждые две минуты открывать и закрывать окно! Пойду-ка я! (Направляется к выходу).
Слуга уходит.
Король. Но почему? Почему?
После паузы.
Я знаю – почему! Официальность – лучшая форма царствования! Так говорил мой отец – король! Да, да! Официальность! Народ – лицемер! Форма ему всего важней! Подайте сюда трон да плащ, подбитый мехом! Да корону! Настоящую! Из зо-ло-та! Ибо короли на простых людей не похожи!
Короткое затемнение, и Король начинает новый танец. Он в красном плаще и короне. За ним придворные в строгих ливреях, на них надеты их любимые сапоги, каракулевая шапка и т. д. Король тычет пальцем то в одного, то в другого.
Вот ты, ты думаешь только о бабах... Ты не видишь, что одной ногой в могиле, а все норовишь соврать! А ты думаешь, что в бутылке вина разума больше, чем в моей голове, но ты не знаешь, что если бы...
Входит Портной. Он хочет что-то сказать, становится по другую сторону танцующих, пытается тянуть их на себя... Но бесполезно.
Ну, хватит! Который сейчас час? (Глядит на часы, прекращает танцевать). Как раз час обеда!
Придворные, танцуя, словно по инерции, вносят стол, накрывают его. Король усаживается. Повар несет на блюде жареного гуся. С долгими церемониями, передавая блюдо друг другу, придворные подносят блюдо к столу. За блюдом следует баклага с водой. Входит Корсар. Карманы его полны вишен.
Корсар (раздает вишни пригоршнями). Опять не нашел дорогу... Зато был уже совсем близко... Уже видел чаек...
Король. А, это ты... Я рад... Сядь подкрепись...
Корсар садится с другой стороны стола. Король – придворным.
Хватит, есть давайте! А то у меня с голодухи кишки марш играют! (Корсару). Ты не передумал? Ну, чем у меня плохо? И подданные на месте! (Гордо). А если есть подданные, то есть и королевство!
Булочник проверяет чистоту чашек.
Корсар (уже обгладывая гусиную ножку). Не горячий и не холодный! Как раз на желудок голодный!
На столе тарелки сменяют друг друга... Над столом повисает виноградная гроздь, Король тянется за нею, но она уплывает из-под его рук... Король тянет руки к еде, к воде... Звучит «Пофтиря саменилло ла масэ» – «Приглашение к столу», потом «Пофтире ли масэ пентрускимбулиэфрэмэй» – «Приглашение к столу для смены платка», потом «Ынкина-ря кэрэмен» – «Поднесение платка к стакану» и т. д.
Король (ворчливо, Повару). Вечно ты возишься с кухней... Совсем как на свадьбе... Давно бы я сыт был...
Вина следуют одно за другим и, минуя Короля, возвращаются обратно. Один Корсар ест и пьет в свое удовольствие.
Корсар (возвращает уже пустые тарелки, Королю). Нет, служить я тебе не буду, а вот спеть спою... (Достает дудочку-флуер, играет и поет «Песню далеких гор»).
Нету слов – не сложится,
Что должно сложиться,
Что цыган без лошади,
Что без крыльев птица...
Король. Как играет!.. Людей любви учит, орлов – печали и боли. (Мечтательно). Она... с задумчивыми глазами... Лучезарна, как дни молодости... И весела, как добрая «Хора»...
Корсар (поет по-румынски, время от времени переходя на русский).
...Прекрасна, как вкус олив...
Как песня ее долин...
Корсар замолкает.
Король (восторженно). Ну, удалец-красавец, фэт-фрумóс! Поет, словно серебряная коробочка под языком. Мое желание, чтобы у каждого был красивый голос! (О Корсаре – придворным). Хоть похвалите его! Мне надоело уже ваше рыбье молчание! (Матросу). Картонный манекен!
Матрос не отвечает.
А, Матрос?!
Портной (наконец решившись, Королю). На вас красный камзол... (Король не замечает Портного. Портной снова, робко). За камзол... Вы забыли... (Уходит, безнадежно махнув рукой).
На авансцене Марта и Старик. На Марте – черный расшитый гагаузский сарафан и красная шаль.
Марта (Старику). Пусти меня к Королю!
Старик (преграждает ей дорогу). Брось думать о нем... В далекие времена девушки-горянки не поддавались соблазну обманчивых речей. Они прислушивались к советам стариков.
Корсар (поет, помогая себе жестами).
...А зелень рощ густых,
А горы, а цветы...
Марта останавливается под окном и смотрит, что происходит в доме. Там Повар, танцуя, водружает на блюдо большой бумажный цветок.
Марта (Старику). Я думаю, присутствие друга под окнами может пойти ему на пользу.
Король (сам с собой, вслух). Марта? Да, Марта... Ее надобно отлупить за непочтение, а я вспоминаю ее. Она лишила меня покоя, оставив взамен смятение...
Марта (удивленно). Смятение?!
Начинает тихо танцевать «Басуйок» – «Базилик».
Баба (Булочнику, тихо). И что он в ней нашел? Бельмо на одном глазу.
Старик (Марте). И что он в тебе нашел? Бельмо на одном глазу... (Недолго постояв, Старик тихо отходит).
Король. Спрашивают, чего я в ней нашел? Одним – бельмо на глазу, другим – душистый базилик. (Тоже танцует «Басуйок». Танцуя, Матросу). Да отзовись ты, лицемер! (Останавливается). Вы лицемеры, вам только форма важна! (Отставляя поданную наконец еду). Я не хочу есть – аппетит пропал! Нет, лицемерие и фальшь – две самые опасные вещи! Я издам закон, запрещающий опасное молчание, ибо способность говорить нам дана, чтобы понимать друг друга. Ведь если кто-нибудь хочет солгать, то он тоже сначала молчит. (Патетически). Пусть на земле останется только правда!
Корсар (отводит флуер от губ). Зачем тогда король? Что бы ты стал делать, если б исчезла на земле ложь? И как вы, короли, удержались бы на троне, если бы все знали правду?
Король (задумался). В самом деле...
На авансцене – Повар, Булочник и Матрос.
Повар. Сидит голодный, а стол накрыт...
Булочник (фыркнув). Точно. Это потому, что половник к себе тянет. О других бы подумал!
Матрос (подняв голову, тихо). Да, он то неуловимый, то несокрушимый...
Философ берется за скрипку.
Корсар (Булочнику). Пойди купи мне собачатины на закуску!
Король. Собачатины?! Впрочем, тебе все можно! Удалой ты! Вот тебя бы в короли! (Вслед уходящему Булочнику). Послушался? И все же не зря говорят: «Не верь рыжему да плешивому!» (После паузы). Кажется, я был не прав... И деды мои... И прадеды... Я ненавижу подобострастие и подхалимаж! Отношения должны быть непосредственными и дружественными. Только так! Мы делаем общее дело! Я понял – нельзя искать придворных! Надо искать друзей!
И тотчас все пересаживаются за общий стол. Перед каждым – яркая разрисованная дощечка. Король – Корсару.
Это потому, что ты с ними по-простому…Матрос, Булочник! Вы все отныне мои друзья! И не все ли равно, кто там Король, а кто королевский генерал?
Неожиданно Повар снимает колпак.
Эй, ты куда? Оставайся! Будешь как брат!
Повар. Я ухожу.
Король (снисходительно). Уходишь? Ты? Караул! Еще один! Этому конца не будет! (С трудом старается сохранить присутствие духа). Я предчувствую, предчувствую, что скоро снова останусь один! (Кричит). Мошенник! Крыса болотная! Гусь лапчатый!
Повар уходит, резко хлопнув дверью.
Матрос (Королю). Брось! (Протягивает ему полный жбан вина). Будь здоров, Твое Величество!
Король. Я не пью! (Торопливо). А вы пейте, пейте и ешьте... Папа Пий Второй всегда завтракал вместе со своими слугами!
Булочник. Я попросил бы Его Величество, если ему угодно потчевать нас, пусть поднажмет на выпивку, ибо в ней вся суть и сила!
На авансцене появляются Келушари – Маски. У них синие от винограда руки и фиолетовые зубы. За спиной у них – корзины, полные винограда. Они шепчутся между собой.
Голоса. Вон царь уже нас дожидается: стол накрыл, объятия раскрыл!.. Ну-ка, навострите зубы – и марш за мной! Ишь, как радушен и щедр за чужой счет! Работаем-то небось мы! (Бегом бегут к столу).
Король (с испугом поднимается, потом радушно). Гости? Прошу, прошу! Незнакомые пришельцы? Это еще веселее!
Все, толкаясь, рассаживаются за столом.
Голоса.
— Еда кончается!
— И вина больше нет!
Матрос. Подождите! Его Величество знает, чего вам надо! Не зря мы попали в царский дворец! И не допустит Его Величество, чтобы мы терпели голод и жажду.
Булочник (кривляясь). Повинуюсь, господа!
Направляется на кухню. Навстречу входит Баба.
Баба (стряхивая с руки муку). В краму (крама – подвал) ступайте, там есть еще вино!
Матрос (Философу). Родители мои – люди простые, оливки ели с деревьев, фасоль и редьку... И на второй день, и на третий. Оттого и померли. Я один раз попробовал, чуть не обмарался! (Хохочет).
Король (подозрительно, Матросу). Чему это вы смеетесь?
Матрос. Рассказываю про свою жизнь.
Булочник вкатывает бочонок с вином, кто-то несет оплетенные бутыли-домиджаны.
Булочник. Эй, посторонись!
Король. Берите, берите! Кто отдает мне все, я возвращаю с лихвой! (В руках его веточка олеандра с полураспустившимися бутонами. Он касается ею сидящих). Таков обычай, это очищает... Вот виноград – «Черная шарпа», «Масла» – золотистый сорт, «Ладанный» – душистый... Еще помидоры – красные и синие...
За окном воркует горлица.
Матрос (передразнивает Короля). Как голубь: «Турр! Турр!» (Булочнику) Ты когда-нибудь прогуливался по крышам?
Корсар прислушивается к чему-то, потом быстро выходит из комнаты.
Король. И управлять будем совсем по другим принципам... (Окружающим). Берите! Ведь я богат! К тому же у меня королевская натура... В этом моя беда...
Философ, Булочник и Матрос – друг другу.
Матрос. Пока это беда только для других. Церемония: сесть, держа правую руку левой, средний палец на темени. (Совсем захмелев, вздыхает). Вот тогда свободно было... По субботам ездил в Снéгов за свежим лещом... Как раз сегодня – суббота!
За сценой слышится песенка: «Здесь вместо пятницы – среда»...
Хоть бы войну вел или налоги собирал, а то все разговаривает... Как теленок с куском тыквы во рту – ходит, во все заборы тычет... (Философу). Налей-ка мне...
Философ. То мутно... Еще недородило...
Матрос. Ничего...
Булочник (Философу). А однажды швырнул мне омлет в лицо.
Кто-то вносит мышеловку, в которую попалась мышь.
Топи мыша! Топи!
Король (грустно). Да, да! Я знаю, человеческая жестокость возрастает пропорционально росту...
Философ цедит из бочки стакан за стаканом мутное вино. Начинает звонить колокол. Входит Человек с рыжим котом на шее.
Человек с котом на шее. Вы не знаете, какой сегодня день?
Общее недоумение.
Я так и знал, что не знаете. А вот Кот Мата знает, что сегодня пятница! (Поет).
Здесь вместо пятницы – среда,
Не греет пламя, лед горит,
Назад попятилась вода,
Когда ручей сбегал с горы.
В этом мире, как на грех,
Все идет ногами вверх.
Остальные подхватывают: «Все идет ногами вверх!».
Голос. Эй, Король, погляди!
Король доверчиво поворачивает голову на окрик. Человек с пистолетом целится ему прямо в глаз.
Человек с пистолетом (приподняв платок). Пардон! Я проверял пистолет!
Король (задохнувшись от гнева). Но ведь это грубо! Это все равно, что гнать коня по цветам!
Булочник (хлопает Короля по плечу). Король, ты меня растрогал!
Король (отстраняясь). Перестаньте, я все-таки Король!
Булочник торопливо кланяется Королю в ноги. Король – отчаянно.
Зачем это? Какая чепуха! Чепуха! Вы, наверное, меня не поняли! (Робко). Не бить по плечу и не кланяться! Ну... Просто любить друг друга! Неужели нужно обязательно быть или подхалимом, или хамом?
Булочник (истерически). Караул! Запутал!
Король. Постойте! Есть же золотая середина! Я дам вам время на размышление! Какой отвратительный сквозняк...
Матрос. Кто-то ушел, не закрыв за собой дверь!
Все громче звонит колокол.
Булочник. (Матросу). Язык ему бархатом обмотай. Сверху рубахой фланелевой! (Показывает на Короля). Вон хоть у него возьми! (Королю). Сними рубаху! (Стаскивает с Короля его рубаху). Тощий ты какой!
Голос. Смотри, смотри, обезьяна на шесте!
У Короля становится несчастное лицо.
Король. Ну, если вы это говорите мне как своему другу, это еще можно извинить... (Неожиданно). Вы с каких пор помыкать мною стали? Я добр, пока добр! А выведете меня из терпения... (Теряя самообладание). С недоносками спутался! Сейчас за волосы таскать буду! Чертово племя! Не зря говорят: «Одолжи добром, уплатят злом!» Поделом мне! Будет мне наука! И пускай все те поплатятся, кто поступал, как я!
Матрос (Королю, тихо). Хватит! Лучше успокойся маленько! Язычок попридержи за зубами. Чтоб после не жалеть – ведь ты не один здесь!
Король (чуть не плача). Я шел сюда, чтобы полюбоваться радугой, а был сражен молнией! Еще отец говорил: «За тридцать взрослых лет ты испытаешь все горести, все напасти, все бессилие, которое выпадает на долю смертного. Узнаешь, что такое невежество, глупость и гнев».
Матрос, Философ и Булочник заметно держатся вместе.
Ишь, словно «Дóюл» затанцевали! Как перцы, по-трое торчат!
Булочник. Он все навыворот видит, раз несет такую околесицу.
Философ (Матросу). Он никак не может отрешиться от королевского сознания! Нету, видно, реки, чтоб против солнца к морю текла.
Танцуют втроем. «Троек» становится все больше. Другие пока танцуют свободно: кто подскакивает, кто ударяет ладонью о каблук.
Голос. Какие друзья? На трон его!
Философ не оставляет скрипку. Булочник тоже достает скрипку...
Женские голоса (тонко поют).
Маленькая девочка
С голубыми глазками
Горько-горько плачет
Над чашкой молока...
Все, взявшись за руки, начинают кружиться вокруг Короля. Король не может разорвать их цепь. Скрипачи множатся в его глазах...
Король. Вот где настоящий тупик! (Бормочет). Паруса оборваны... Снасти лопаются... Верхние реи упали в воду… Киль опрокинулся.
Возле Короля появляется Баба.
Баба. Подите наденьте рубашку...
Король. Вы думаете, что я испугался? Да я храбрее... Ги-ги-ги! Го-го-го! Вот как! Выпьем! (Садится на пол).
Булочник (насмешливо). Ломай, ломай комедию! Может, височки розовым уксусом натереть? Жженое перо ему под нос!
Танцующие, повернув головы направо, сами кружатся в противоположную сторону. Темп нарастает. Они все больше отклоняются назад. Они поют: У-у-у-у! Ю-у-у-у-у Ю-у-у! «Фуайе верде басуйок ну май стац ку хора нлок!..» – «Лист зеленый базилика не стоит больше на месте!..»
Король. Только не грубите! Я терпеть не могу грубости. Тогда я начинаю видеть вместо лиц... (Хватается за голову).
У танцующих оказываются большие свиные головы-маски. Свиньи, хрюкая, разбегаются по сцене. Король плачет.
Маска (на мгновение приподняв свиную голову и открывая лицо – другой Маске). Ну, какая сегодня погода?
Начинаемся пляс-сумбур. Король пытается ввести всех в танец.
Король. Шаг «Хоры»! Ну-ка «Ножницы»! (У него ничего не получается). Видно, несдобровать мне... Корсар! Пришло твое время, удалец! (Ищет глазами Корсара, потом – отчаяние). Опомнитесь! (Бьет по морде какую-то Маску. Маска визжит. Свиная голова сваливается. Под ней оказывается Булочник. Свиные головы исчезают. Король, перебегая от одного к другому). Дорогой друг, снова ввергнул меня в беду Булочник, и я рассердился, а когда человек сердится... Я чувствую – он мой тайный враг...
На авансцене – Философ.
Философ (в зал). Нет, все-таки лучше не доверяться монархам. Они и улыбаются, кусаясь. Я пойду... Ведь по закону я человек свободный.
Матрос. Какой закон? Все тут по его прихоти! Пойду-ка и я!
Король испуганно вскидывает голову.
Король. Куда ты?
Матрос. Э, Король, всякий к своему делу приставлен! Надо же дело делать!
Король. Я не вижу, чтоб вы были так уж заняты. Вы и здесь, как корабельщики, как... дети, играющие в лунки. (Рыдая). Остановись! Ты будешь командовать моими солдатами!
Матрос. Солдатами? (Глядит по сторонам). А где солдаты-то?
Король печально опускает голову.
Голоса. Так с утра до поздней ночи... Это не жизнь – это «Жок» (название танца) какой-то...
Лениво, как бы дотанцовывая, расходятся; последний, уходя, роняет зажженную свечу
Король (Философу). Научите, что мне делать?
Но Философ отворачивается и прячет скрипку в футляр.
Матрос (подносит Королю бокал). Будь здоров, Твое Величество! Всего тебе наилучшего.
Король молчит.
(Бабе). Пошли, войско папуковое! (Уходит).
Баба. (Королю). И вари себе сам! (Идет за Матросом).
Занавес постепенно закрывается, скрывая за собой всех.
Король. Ушли. Ну и отлично! Великому шуму и грохоту – конец! Какой урок!
Видно, как на окне сначала тлеет, потом загорается занавеска.
Появляется Человек с пистолетом.
Человек с пистолетом (на этот раз лицо его открыто). Нет, не все ушли... (Прицеливается в Короля). Будь проклят!
Слышен треск горящих бревен. Вырывается первый язык пламени. Марта кидается в дом.
Король (увидев Марту). Ты?! В моем королевском дворце? (Полон нежности). Но ты должна... Ах, нет! Ведь мы все друзья... Хочешь – ударь меня!
Марта. Зачем?
Король поднимается, пытается танцевать, но подает без чувств,
Пламя!
Меняется освещение. В багровом цвете пламени кто-то бежит с ведрами... Видно, как пробегает Марта в своей красной шали. Булочник в виде Красного Кота тянет к ней свою лапу. Король лежит посередине. Марта пытается шалью гасить пламя... Звучит песенка: «Поцелуй меня, мой дружок!».
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Звучит баллада: «Чабан потерял своих овец». Ночь. На авансцене – Король.
Король. Вот и я. Словно вылез из болота. Весь испачкан в грязи... И на душе – гадко. Было, да и не было ничего. От дома осталась только почерневшая крыша, от виноградинка – одни тычки... И есть хочется. (Глядит вокруг). Все приметы земли: надо мною звезды, светлячки мерцают. (Потом тихо). Она все брала платочек, подходила к огню и накрывала его. А может быть, ждала – огонек угаснет, а уголья превратятся в золотые монеты.
Светает. Становится виден край ограды. На верху ограды – каменный крашеный петух.
Вот и старуха-полночь уплывает на своих медных крыльях, (Оглядывается). Да я на кладбище попал! Рябая могила! Клянусь Святой Пятницей! Слева – крапива, справа – терновник! Вот он, итог: все ополчились против меня... Конечно, я управлял, если можно управлять, внося беспорядок. Беда моя – я не смог вызвать их любви. Я им надоел. Да и сам себе я надоел.
После паузы.
Я, кажется, понял наконец! Я виноват! Во всем виновен я один! Что ж, придется казнить самого себя! (В стороне слышится скрип ветряка. Король вздрагивает). Хоть я и собрался умирать, все равно боюсь ветряков. (Танцует танец «Моришка» – «Мельница»). Как говорил отец: «Мысли гигантов!» Так где мой голубой меч? (Начинает новый танец. Это воинственный гайдучий танец. Он то останавливается, то взлетает кверху. Неожиданно). Он остался на чердаке... Тогда буду жевать стекло. Пусть течет кровь.
Достает красный платок и долго вытирает им шею. Из глубины появляется Марта. Она – в сером платье. В губах ее – стебель люцерны. Король, торжественно:
Да будет добрым сердце твое, как добр взгляд. (Разглядывает Марту). Ты – словно Лесовая, из деревьев и листьев вся...
Марта. Ты не узнал меня?
Король. Ты далекая и таинственная, как наша румынская земля! Перед тобой твой раб, со всеми его слабостями... Дай мне веточку, которая зацепилась за твое платье! (Важно). Перед тобой – Король, и если бы ты была его женой, ты владела бы всем, чем он владеет! (Плачет).
Марта. Чего вы плачете?
Король. Еще вчера я был велик и славен.
Марта. Слава? Что хорошего в славе? Одна скука! Или воевать, или совещаться, или читать прошения! К тому же подумайте сами: у каждого из ваших слуг был один хозяин – вы, а у вас?.. Вы – слуга для всех! Вот и выходит, что вы были самым последним слугой! Невольником в государстве! Очень скучно!
Король. Мне это почти слово в слово говорил уже один очаровательный Корсар...
Марта (успокаивает его). Попробуйте, растянитесь на траве, усеянной цветами. Где покойнее? Удобнее? На троне, усыпанном драгоценностями, или на мягком лугу? (Срывает лопух). Прикройтесь от солнца. Ну-ка! Что лучше: корона, с ее заботами, пли этот лопух?
Король. Может быть... Может быть... Когда ты говоришь, у тебя все складно получается... Но когда подумаю, что еще вчера... Где мой трон, девушка? На нем сидели деды мои и прадеды! Я хотел убежать... Уйти... От чего? От всего. Но законы моего государства запрещают мне покидать эти места! Я никогда не думал, что на нашей земле может быть столько мучений. Я не владею талантом самосохранения, и потому решил покончить счеты с этой жизнью. Мне теперь нечего страшиться дурного обращения со стороны придворных...
Марта. Перестаньте! (Шаманит около Короля). Если бы вздумал каждый по всякому случаю лишать себя жизни, на всех бы дорогах одни трупы валялись! Зато теперь вы – Человек! Сейчас в вас больше величия, потому что вы идете куда хотите! Болтаться всю жизнь по миру и хвалиться, что, дескать, Король я, – словно луну в пруду ловить!.. (Марта танцует, старательно ступая на пятки).
Король (неожиданно). Идем!
Поднимается с места и идет вместе с Мартой. По мере их движения меняется пейзаж.
Здесь кусты жимолости!
Марта стучит мизинцем о кору дерева.
Здесь не стоит останавливаться. Пройдем еще немного.
Король наклоняется, нюхает цветок.
Марта. Он не пахнет. Это у георгин не принято.
Король (глядит на Марту снизу вверх). А что это за белый цветок?
Марта. Табак.
Король. Да, да! У нас в саду имелись эти цветочки... Под вашим влиянием я чувствую восстановление моих душевных сил. Украшение природы, феникса творение... Любви вселенной... (Оглядывается вокруг). В самом деле, чем я прогневил Господа, что он отнял у меня солнечный свет и свежий воздух, поля и луга и сделал меня Королем? Я жалею о собственной оплошности, я поддался просьбам и ложным доводам. Все братья отказались давно... Эх, глупость! Глупость! Как луч зари или стакан джина вызывают порой обманчивые мечты о счастье, так после ночи темной и холодной свет зари и солнечное тепло оживляют все окрест... Так возвращаются в мою душу любовь и счастье. (Марте). Нет, ты не Лесовая! Ты – ведьмам ведьма! Я когда-нибудь объяснялся тебе в любви? (После паузы). А если Король без подданных – не Король, то, значит, он свободный человек и может жениться по любви?
Марта. Идемте, Ваше Величество!
Король. Король... Ваше Величество! А ведь у меня и имя есть! Дмитрий! Меня Дмитрием зовут! (В зал). Что это? Я променял любовь на тщеславие? Свободу на могущество? (Останавливаясь). Ваше Величество Король! Я презираю вас! (Пауза). Вот и все. Беден я был, когда был богат, и богат – когда беден! (Марте). Вы когда-нибудь плавали под парусами?
Становится совсем светло. Слева и справа появляются Косари с косами. На них прикрывающие их лица широкополые шляпы.
Первый Косарь. Испытаем на этой зеленой траве наши косы! (Они косят, идя навстречу друг другу). Посторонись, Ваше Величество, с утра работать надобно.
Косари сходятся все ближе. Королю остается все меньше места. Вот уже Король и Марта – на маленьком пятачке в самом центре сцены. Первый Косарь – не подымая глаз – Королю.
Ступай!.. Вон корабль, он там... За лесом стоит...
Теснимые Косарями, Король и Марта медленно уходят в глубину. Серое платье Марты словно растворяется в утреннем тумане. Король уже идет один... Косари косят. Мерно звенят косы. Входит Гончар.
Гончар. Я пришел... Скучно одному... И сытно, а скучно... Дайте косу!
Первый Косарь. Вот, мою возьми... (Косарям). Отдохнем.
Он кладет косу, сдвигает со лба шапку и оказывается Стариком. Остальные тоже садятся, скидывают шапки, и мы узнаем в них Матроса, Философа, Булочника и других. Над их головами поднимается солнце.
Корабль-то обветшал, наверное, без нас... (После паузы). А то, может, и мы – на корабль? Куда человеку без мечты?..
Философ. Мы теперь все умеем, все знаем. Везде побывали. В самый раз начать все сначала! (Старику). И правда, пошли, отец! (Подтолкнув локтем Матроса). Идем! Борта докрасим, парус дошьем... А ветерок... Да, кстати, что за ветер сейчас?
Матрос (плюет на палец, определяя направление ветра). Как раз попутный, зюйд-зюйд-вест...
Словно по команде, все быстро поднимаются и цепочкой устремляются в направлении корабля. Некоторое время сцена пуста. Но вот слышится песня, и из глубины леса, переливаясь в лучах восходящего солнца, появляется парус корабля. Звучит «Песня Мечтателей»:
Когда подует легкий бриз,
Когда взойдет Мечта на борт,
Под парусами, берегись,
Он побежит, он поплывет...
Появляется корабль. На нем – Старик, Матрос, Философ и другие. Корабль проходит – прямо по траве, через кусты...
И пусть тогда
те, кто готов
Начать все с чистого листа,
Пройдут на нем без берегов
Через леса,
через лета!
Матрос (в зал, радостно). Он поплыл! Он все-таки поплыл!
Идет занавес. Звучит «Песня Мечтателей».
На авансцене появляется Корсар. Он неизменно весел и приятен.
Старик (уже почти скрытый занавесом, Корсару) Иди сюда... На хорошем корабле и посуху скорей до моря доплывешь!
Корсар (улыбается и отрицательно качает головой). Плыть? Нет! Уж я – полечу!
Достает из кармана гусиное перо, прикрепляет его к своей шляпе.
Кто сказал, что у румынских гусей плохие крылья? (Уходит).
Затемнение
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.
© И.М.Заграевская