ИННА ЗАГРАЕВСКАЯ
ТАНЦПЛОЩАДКА
Драматическая новелла в трех картинах.
Написана в начале 1970-х годов.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ЕГОР СТЕЦЕНКО – киноактер, 35 лет
ЛЕНА (она же Перепетуя, Петя) – 20 лет
МИ-ЛИ – строительный рабочий, 27 лет
НИКОЛАЙ – бывший муж Веры, 25 лет
ВЕРА – бывшая жена Николая, 24 года
ОЛЕГ – друг Веры, 25 лет
МЕНТОР – культработник, 50 лет
НАТАША – певица, 25 лет
МУЖЧИНА В КЕПКЕ – 55 лет
ОЛЕНА – просто девушка, 26 лет
ПОДРУГА ОЛЕНЫ, 24 года
ТАМАРА – киноактриса, 30 лет
НОРА – заблудшая душа, 33 года
Киноактеры, приятели Николая, дети, «пингвины», оркестранты на танцплощадке, парни, девушки.
КАРТИНА ПЕРВАЯ
«ЖИЗНЬ ПИНГВИНОВ»
На первом плане справа – стол, несколько стульев. Слева – операторская киноустановка и софиты. За столом, раскладывая какие-то листки, Тамара. Рядом прохаживаются Актеры. Один из Актеров переносит к столу два стула. Входит Егор. Высокий, светлый, с помятым, немного ребячливым лицом. Следом за ним идет Режиссер-репетитор, продолжая что-то выговаривать Егору. С ним Актриса – молодая, белокурая. Егор в расстегнутой рубашке, на ходу стаскивает парик.
РЕЖИССЕР-РЕПЕТИТОР. Целый месяц я твержу тебе про эти пузыри!
АКТРИСА. Егор!
ЕГОР (Режиссеру-репетитору). Какие пузыри? Там нет никаких пузырей!
РЕЖИССЕР-РЕПЕТИТОР. Но он требует, чтобы за словами «О, боги!» шли пузыри! Меня-то ты за что мучаешь?
(Актриса делает «круги» вокруг Егора. Егор вытаскивает из-за стола только что поставленные стулья, ставит их посреди сцены и ложится на них, как на кушетку).
АКТРИСА (Воспользовавшись моментом). Егор, в той реплике: «Не можется, Леночка» будь лиричнее… (Очаровательно улыбаясь). Говори, растягивая слова: «о-о-о», «е-е-е».
ЕГОР (растягиваясь на стульях). Нет, месяц назад мы спорили не о пузырях. (Режиссеру-репетитору). Мы спорили о рыбе! Целый месяц – о пузырях! Это было бы роскошно! Неделю назад – о Макбете… Тут нет пузырей. Нет, и не должно быть!
РЕЖИССЕР-РЕПЕТИТОР (Чуть не плачет). Комиссия собралась, смотреть будут…
ЕГОР (Приподнявшись). Пойми же я – актер, а не автомат, который можно закодировать на реплики! Сегодня смотреть! Да пусть смотрят – вот я!
(Вытаскивает из кармана парик, собирается надеть).
АКТРИСА (Неожиданно) А-а-а!
ЕГОР. Что?
АКТРИСА (Быстро). «Не можется, Леночка», говори более лирично!
ЕГОР. Но ведь... (Передумал). Сдаюсь. (В тон ей). Хорошо, Леночка! (Режиссеру-репетитору) Сдаюсь. Устал.
(Режиссер-репетитор, безнадежно махнув рукой, уходит. Актриса, довольная, уходит следом).
ТАМАРА (Из-за стола). Смотрим «Жизнь пингвинов». (Егору). Приведи себя в порядок! Ты – член комиссии…
ЕГОР (Растерянно). Какие пингвины?
(На сцене появляются двое детей: коротышка-мальчик лет семи и девочка лет одиннадцати. Одеты уродливо-нарядно).
ТАМАРА (Егору). Пингвинов… Пингвинов... А «Макбет» вечером. Садись к столу и, наконец, привыкай к темпам. (Замечает детей). Откуда здесь дети?
ПЕРВЫЙ АКТЕР. Не знаю…
(Входят пятеро молодых людей: трое юношей и две девушки в черных трико с узким вырезом на груди – «пингвины». Становятся полукругом).
ТАМАРА (Выходит из-за стола. Рассказывает). Императорские пингвины живут в Антарктиде…
(«Пингвины» прохаживаются по сцене).
ТАМАРА (Продолжает). Они имеют добродушный характер и проявляют живой интерес к людям... Однако приручить их не так-то просто...
(Тамара бросает «пингвинам» серебряную рыбешку – но они испуганно пятятся назад).
Попробуем еще раз.
ЕГОР (Громко). Это балет?
ТАМАРА. Рыбка, которую они больше всего любят, зовется трематомус…
ЕГОР. Ничего не понимаю! Документальную ленту мы, что ли, будем снимать?
(Тамара, не отвечая, опускает леску с крючком в воображаемую лунку и «удит»).
ТАМАРА. Готов, трематомус, попался!
(Тамара вытаскивает рыбешку. «Пингвины» не двигаются. Тамара продолжает забрасывать удочку и вытаскивать трематомусов. К ней присоединяются все члены комиссии. Один Егор сидит вялый и безучастный).
ТАМАРА (Продолжает рассказывать). Мало-помалу пингвины начинают приближаться. Это одинокие императоры-холостяки...
(«Пингвины» выполняют соответствующие сюжету действия).
Они с любопытством взирают на непонятные действия людей, в результате которых на льду появляются знакомые им с детства трематомусы. Но... (Пингвины топчутся на месте). Некий магический радиус неизменно сохраняется. Его не пытается уменьшить ни один пингвин. («Пингвинам»). На! Бери! (Бросает рыбу прямо к ногам «пингвинов»).
(«Пингвины» не двигаются с места).
– Нет, не принимают угощения!
(Неожиданно один из «пингвинов» делает шаг к центру круга).
ТАМАРА. Смотрите! Что это?
(«Пингвин» ловко хватает подброшенную ему рыбку. В восторге члены комиссии кидают ему еще. Одну за другой «Пингвин» хватает рыбу. Последний трематомус остается торчать откуда-то из-под ворота, из «горла». Остальные пингвины недовольно ворчат.)
ТАМАРА (Смеется). Такой солидный «император»?! Стал ручным?!
(Егор, словно проснувшись, вдруг начинает громко хохотать).
ТАМАРА (Тихо, Егору), Не забывай. Ты – член комиссии!
ЕГОР (Громко). Я – пингвин!
(«Пингвин», проглотив торчащую рыбешку, подходит к Тамаре и начинает теребить ее, требуя рыбы).
– Такой же ручной! Так же дрессируют! Только меня – на рыбьих пузырях!
ТАМАРА (Торопясь, пингвинам). Хорошо. Отдыхайте. Потом повторим еще раз.
(Пингвины расходятся. Актеры выходят из-за стола).
ПЕРВЫЙ АКТЕР (Второму). Перекур?
(Актеры уходят).
ТАМАРА (Егору). Как тебе не стыдно? Они целый месяц репетировали…
ЕГОР. Дрессировали... Их дрессировали, как меня Петрович… Или ты…
ТАМАРА. Егор!
ЕГОР. Д-да! Я твой «ручной». Хожу и за подол твой держусь. И у Райзмана твоего тоже ручной. Послушный. Устал!
ТАМАРА. Егор, ты актер…
ЕГОР. Нет, я пингвин... Кви-кви-кви…
(Идет по сцене, подражая походке пингвина и крякая).
ТАМАРА. Ты не любишь меня!
ЕГОР. Любовь? Что это такое?!
(На сцену вбегают два клоуна, у них клоунские только круглые носы и рукава-буфф).
ПЕРВЫЙ КЛОУН. Интермедия! (В предполагаемую телефонную трубку. Второму). Здорово, кум!
ВТОРОЙ КЛОУН (В свою телефонную трубку), Здорово, сват! (Плачет). А-а-а!
ПЕРВЫЙ КЛОУН. Что ты делаешь, кум?
ВТОРОЙ КЛОУН. Плачу, сват?
ПЕРВЫЙ КЛОУН. О чем плачешь?
ВТОРОЙ КЛОУН. Тебя давно не видел.
(Первый клоун бросает трубку и бежит ко второму).
ПЕРВЫЙ КЛОУН (Подбегая). А вот и я!
(Обнялись. Неожиданно Второй снова начинает громко плакать).
ВТОРОЙ КЛОУН. А-а-а!
ПЕРВЫЙ КЛОУН (Сдавленно). О чем сейчас, кум?
ВТОРОЙ КЛОУН. Надоел ты мне, сват!
ПЕРВЫЙ КЛОУН. Да ведь ты плакал оттого, что меня нет!
ВТОРОЙ КЛОУН А теперь оттого, что ты здесь! Диалектика!
(Оба убегают).
ЕГОР. Это считается смешно?
ТАМАРА. Оставь их!
ЕГОР. Несмешные клоуны! Какой ужас!
(Переговариваясь, входят актеры. Возвращаются «пингвины»).
ПЕРВЫЙ АКТЕР. Начинаем, Тамара Степановна!
(Вбегает Режиссер-репетитор с полосатой рамкой-кадром в руках).
РЕЖИССЕР-РЕПЕТИТОР (Увидев детей). Почему здесь дети?
ТАМАРА. Никто не знает.
ПЕРВЫЙ АКТЕР (Неуверенно). Кажется, Сигаретов привел своих… Съемка!
РЕЖИССЕР-РЕПЕТИТОР. Какая съемка? (Пингвинам). Кш-кш, птицы! Не до вас! Шеф сказал… (К членам комиссии). Пингвинов смотреть сегодня не будем! Егор, слышишь? Мы будем смотреть… (Замечая, что Егор его не слышит). Егор!
(Егор поднимается с места и идет к двери).
ЕГОР. Мы ничего смотреть больше не будем. Смотрите без меня! Я – слеп, я – глух, я – полный идиот! Какая дикая суета! В верхнем фойе назначена репетиция, в нижнем фойе – съемка. Я тихо схожу с ума. Мне кажется, что я проснулся посреди каких-то чужих снов! Обрывки идиотских мультипликаций! Я не хочу в этом купаться! Не хочу, чтобы мне на голову садились пингвины! Не могу! Не хочу! Птичий мир!
(Уходит, хлопнув дверью).
РЕЖИССЕР-РЕПЕТИТОР (Растеряно). Как – «не будем смотреть?!» Шеф сказал, мы будем смотреть… Егор!
(Бежит следом).
ЗАТЕМНЕНИЕ
КАРТИНА ВТОРАЯ
«ВАЛЬС… ВАЛЬС… ВАЛЬС...»
На авансцене – уголок городского парка. Справа – вход на танцплощадку. На скамейке перед входом – девушка, довольно полная, миловидная, с негустыми волосами. Это Лена Тимофеева.
(Входит Егор).
ЕГОР (Подходя к Лене, указывает глазами на танцплощадку). Алле-гоп?
ЛЕНА. Не хочется. Скучно там.
ЕГОР. А где весело?
(Подсаживается на скамейку рядом с Леной).
ЛЕНА. Где счастливые танцуют. А здесь – неприкаянные одни.
ЕГОР. Вы, значит, неприкаянная?
ЛЕНА. Я – неприкаянная. А вы?
ЕГОР. Я?.. Как бы это сказать?.. Да нет, не скажу. А то вы подумаете, что я приставать нацелился.
ЛЕНА. (Равнодушно). Пожалуйста, приставайте. Я для того тут и сижу.
ЕГОР. Ах, так? Очень мило.
ЛЕНА. Вот видите? Передумали? Конечно. Никому я не нужна.
(С танцплощадки слышна музыка. Это вальс «Осенние листья»).
ЕГОР. Как вас зовут?
ЛЕНА. Олена. Родители Перепетуей хотели назвать…
ЕГОР. Перепетуя... Петя… У вас нет друзей?
ЛЕНА. Друзей? Нет. А муж – был. До прошлого понедельника. Асаром звали. Физик. Доктор наук. Только я убежала от него.
ЕГОР. Зачем?
ЛЕНА. Надоело. Он запирал меня в квартире со своей слепой матерью, а сам на работу уходил. Мне в институт надо, так нет – учителя домой приходили. Асар договорился. Я и экзамены дома сдавала. С одним у меня любовь получилась, только муж не знает. (Вздыхает). Да что теперь об этом? Что было, то прошло. Я вчера под окна к нему ходила, к мужу. В подъезде ждала. А он: «Нет, – говорит, – нет!» – «Ты, – спрашиваю, – снова жениться собираешься?» – «Нет, сыт по горло!». Он, понимаете, на мне закомплексован. Ему больше не нравится никто.
(Мимо Егора и Лены на танцплощадку проходят пары).
ЕГОР. (Гладит Лену по голове). Бедная Петя!
(Музыка звучит громче).
Пойдемте-ка танцевать.
ЛЕНА (Пожимает плечами). Уже соскучились?
ЕГОР. Нет, развеселился.
ЛЕНА. Зачем же тогда на танцплощадку?
ЕГОР. Пошли, Петя.
(Уходит, обняв ее за плечи).
ЗАТЕМНЕНИЕ
Танцплощадка небольшого провинциального города. Посередине – дуб, увешанный желтыми лампочками. В глубине – невысокий деревянный помост-сцена. На сцене – оркестр: гитара, аккордеон, саксофон и ударник.
Некоторые танцы идут в сопровождении Певицы, молодой, в клетчатом брючном костюме, с неулыбающимся малоподвижным лицом.
ПЕВИЦА (Заканчивает куплет)
Осенние листья сметает сюда…
Осенние лица…
Осенние листья еще не беда,
Раз сердце еще веселится…
(На площадке танцуют только три пары. Остальные стоят полукругом. При этом видны отдельные группы).
Справа – в группе молодых людей – Николай, высокий черноволосый и черноусый красавец.
Слева – две молодые девушки. Одна из них в зеленом атласном платье. Это Олена.
От стоящих к танцующим и обратно то и дело перебегает худощавый стареющий мужчина с орденской ленточкой на груда. Одет старательно, но небогато. Он «учит». То приподнимает локоть танцующей дамы, то шепнет что-то ее кавалеру. На площадке его зовут Ментором. Советам его никто не придает значения.
НИКОЛАЙ (Громко, в сторону Певицы). Ну и голосок сегодня у Наташки. Даже танцевать расхотелось.
ПЕРВЫЙ ПРИЯТЕЛЬ НИКОЛАЯ. Раз пришли…
НИКОЛАЙ (Оглядывая стоящих). Кого бы выдернуть?
ВТОРОЙ ТОВАРИЩ НИКОЛАЯ (Указывает на Олену). Вон ножки в зеленом.
(Николай приглашает девушку, стоящую за нею. Они танцуют. На площадке появляются Егор и Лена-Петя).
ЕГОР. Английский вальс. Переждем, а, Петя?
ЛЕНА-ПЕТЯ. Переждем. Так вы говорите, лицо болит от грима?
ЕГОР. Да. И волосы становятся желтые, как солома.
ЛЕНА-ПЕТЯ. Как у вас?
ЕГОР (уклончиво). Почти.
(К Егору и Пете подбегаем Ментор).
МЕНТОР. А, новенькие? Почему не танцуете? Танцевать, танцевать!
(Почти насильно вытаскивает Егора и Петю на середину площадки.
Они обнялись и стоят, покачиваясь, словно бы танцуя. Сцену медленно пересекает женщина, не слишком молодая, круглолицая, с короткой прической. Голову держит немного набок. Это Нора. Прямо перед ней вырастает Ментор).
МЕНТОР (К Норе). Разрешите?
(Танцуют).
ОЛЕНА (Увидев Егора, Подруге). Неужели Стеценко?
ПОДРУГА ОЛЕНЫ. Откуда?! Не может быть. (Глядит в сторону Егора). Нет, не он.
(К девушкам подходит татарин. Его зовут почему-то по-китайски – Ми-Ли.
У него гладкие черные волосы, немного раскосые глаза. Одет в обтягивающий черный свитер. По-русски говорит с акцентом).
МИ-ЛИ (Подруге Олены). Извините, можно вас на танец?
ПОДРУГА (Оглядев Ми-Ли). Я не танцую.
(Ми-Ли, печально покачав головой, отходит).
ОЛЕНА (Подруге). Меня даже он не приглашает. Еще немножко постою и уйду.
(На авансцене танцуют Ментор и Нора).
НОРА (Гортанным голосом). Меня зовут Норой… Как у Ибсена. И мы с мужем совсем не понимаем друг друга. Я когда-нибудь (вздрагивает) утоплюсь... Как Дикая Утка...
(Оркестр замолкает. Оркестранты расходятся. Певица садится бочком на деревянные подмостки. Танцующие возвращаются на свои места).
ЛЕНА-ПЕТЯ (Егору). Что же еще он вам рассказывал?
ЕГОР. Кто?
ЛЕНА-ПЕТЯ. Да друг ваш, артист.
ЕГОР. А-а! Суета. Репетиция за репетицией. Съемка за съемкой. Едва прилетели в один город, надо лететь в другой. (Из репродуктора – вальс «Амурские волны». Егор прислушивается). То Амурские волны, то Двинские волны, то – какие тут у вас?.. Задонские. И все за какие-нибудь два дня. Суета… Режиссеры на тебя кричат – не так! А тебя нет, словно ты кукла – марионетка, петрушка или пингвин.
ЛЕНА-ПЕТЯ. Как же так? А вдохновение?..
ЕГОР. Это – некогда. Суета.
ПЕВИЦА (Сидя, через микрофон). Танцуем дамское танго.
ЕГОР. Танго – а? Без репетиции… (Оглядывает танцплощадку). А танцплощадка эта мне определенно нравится. Преотличный пятачок!
(Появляется красивая белокурая девушка в короткой юбке. С ней молодой человек. Это Вера и Олег).
ВЕРА (Олегу). Смотри, огни, как груши на дереве! Хорошо! (Разглядывает танцующих). Хорошенькая!
ОЛЕГ. Танцуем?
ВЕРА. Танцуем.
(К Вере и Олегу быстрыми шагами идет Николай).
НИКОЛАЙ (Подходя близко к Вере). Разрешите?
ВЕРА. Танец дамский.
НИКОЛАЙ. Тогда пригласите меня сами.
ВЕРА (Олегу). Извини, я сейчас.
(Танцуют. К ним подбегает Ментор).
МЕНТОР. Не так, молодые люди, не так. Рука должна быть выше, а ноги – скользить. (Показывает). И – раз-два-три, и – раз-два-три.
НИКОЛАЙ. Вы нам мешаете!
ВЕРА (Ментору). Нет, нет! Как должна быть рука?
(Все трое топчутся посреди танцплощадки).
НИКОЛАЙ. Уважаемый! Не знаю вашего имени, но нам с женой необходимо поговорить.
(При слове «жена» Вера удивленно глядит на Николая).
МЕНТОР (Ретируясь). Извините, извините…
(Перебегает к другой танцующей паре).
Молодые люди, вращение налево требует, чтобы правая нога…
ПОДРУГА ОЛЕНЫ (Подходя к Егору). Разрешите вас пригласить?
(Все танцуют. Только Ми-Ли и Олег стоят в глубине, ревниво гладя на танцующих, да на деревянных подмостках бочком сидит Певица. Откуда-то выныривает Ментор и приглашает Певицу).
ПОДРУГА ОЛЕНЫ (Танцуя, Егору). А по профессии вы кто?
ЕГОР (Танцуя). Строитель.
ПОДРУГА ОЛЕНЫ. (С облегчением). Ошиблась.
ЕГОР. Конечно.
(Проходят. На авансцене Вера и Николай).
ВЕРА. Я не могу, я не одна.
НИКОЛАЙ. Но ведь я – твой муж, я – а не он.
ВЕРА. Ты был моим мужем. Один месяц знакомым, один – женихом, один – мужем! И вот уже месяц – никем.
НИКОЛАЙ. Я знаю. Я виноват, но я не могу так больше. Уйдем.
ВЕРА. Снова за лапку меня тянешь? Снова я, как шмель на ниточке: захочешь – отпустишь, захочешь – в окошко втянешь?.. На этот раз – я решила!
НИКОЛАЙ. Ничего ты не решила! Это он за тебя решил.
ВЕРА. Олег – мой друг. А тебя я сегодня случайно встретила. Ты – случайно встреченный. Вот.
НИКОЛАЙ. Я все равно к тебе пришел бы.
(Через танцующих протискивается мужчина в кепке, с растерянными глазами).
МУЖЧИНА В КЕПОЧКЕ. Мои часы! Мои часы!
(Мужчину окружают танцующие).
ГОЛОСА. – Что случилось?
– Кто украл?
– Милицию позвать надо!
ЕГОР (Громко). Кто тут часы потерял? (Подходит к Мужчине в кепочке). Вы? Вот ваши часы.
(Протягивает ему часы).
МУЖЧИНА В КЕПОЧКЕ. Спасибо.
(Кладет часы в карман).
ПРИЯТЕЛЬ НИКОЛАЯ. (В сторону Мужчины в кепочке). Тьфу!
МУЖЧИНА В КЕПОЧКЕ. А я откуда знал? (В сторону танцующих). Вон вас тут сколько! (С неожиданным подозрением Егору) А вы где их взяли?
ЕГОР. Не все ли равно? Нашел. Отдал – и точка.
ПРИЯТЕЛЬ НИКОЛАЯ (Мужчине в кепочке). В другой раз схлопочешь!
ГОЛОСА: – Ишь, раскричался!
– Шум какой – поднял!
(Мужчина в кепочке уходит с площадки, то и дело оглядываясь на Егора.
Вера направляется к Олегу).
НИКОЛАЙ (Уходящей Вере). Вера!
ВЕРА. (Олегу). Не сердитесь. Это мой бывший муж.
НИКОЛАЙ (Возвращаясь к приятелям). Да так, потанцевали с бывшей женой.
ПРИЯТЕЛЬ НИКОЛАЯ. Интересно все-таки (глядит в сторону Егора), что это за тип – с часами?
ДРУГОЙ ПРИЯТЕЛЬ НИКОЛАЯ. Тип как тип. Я раньше его тут не видал.
ПРИЯТЕЛЬ НИКОЛАЯ. Часы чужие присвоил, потом вдруг отдал.
ДРУГОЙ ПРИЯТЕЛЬ НИКОЛАЯ. Блажной, наверно.
ПРИЯТЕЛЬ НИКОЛАЯ. Вполне возможно.
ОЛЕНА (Подруге). Нет, говорит, строитель…
(Снова играет оркестр. На площадке появляются двое детей. Дети те же, что были в первой картине. Но одеты они иначе – на мальчике не по росту короткие брюки, девочка в старом платьице).
МЕНТОР (Объявляет). Внимание! Внимание! Начинаем игру! Игра называется «На том берегу» или «В Антарктиде». Играющие проходят на середину площадки – становятся в затылок друг другу (Егору и Лене-Пете). Молодые люди, а вы на середину, на середину!
ЕГОР. Ну что ж! Играть так, играть!
(Проходит на середину).
МЕНТОР (Продолжает). Мы с вами – императорские пингвины. Игра заключается в том, что вы повторяете за мной только те движения, которые может делать пингвин. Самый внимательный пингвин получает почетный титул и награждается ценным подарком. Наташа – за судью! (Указывает на Певицу, которая безучастно стоит в стороне). Итак, начинаем! (В оркестр). Марш, пожалуйста! (К участникам игры). Пошли!
(Ментор приплясывающей походкой идет вперед, остальные за ним. Ментор принимает разные позы, машет руками. Играющие пытаются делать то же. Разнобой. Смех. Равнодушный голос Певицы «Не похож!» – и «пингвины» один за другим выбывают из игры. Егор остается последним).
МЕНТОР (Оборачиваясь к Егору). Поздравляю победителя! (Подымает руку Егора, вверх). Он получает приз! (К Певице). Прошу! И медаль!
(Певица впервые улыбается. Ментор протягивает Егору приз – детскую игрушку и вешает на шею большую картонную медаль на ленточке. Оркестр играет туш.)
ЕГОР (Подходя к Лене-Пете). Возьми, пожалуйста! На память от пингвина! (Сует ей игрушку).
(Снова звучит музыка. Это песенка «Карусель». Танцующие проходят на, середину площадки. Николай приглашает Веру. Мимо Егора в танце проходят Ментор и Нора).
ЕГОР (В сторону Норы). Какие, однако, пугливые глаза у этой гражданки! Не наделали бы они беды нынче!
ПЕВИЦА (Поет).
Одни, не старея,
Летят карусели, плывут карусели…
Веселые звери глядят с каруселей,
Садитесь скорее!
Скорее, скорее,
Круженье деревьев,
Кусты и аллеи,
Скорее, скорее…
МИ-ЛИ (Олене). Скучно, девушка, стоять?
ОЛЕНА. Не ваше дело! Может, я сама не хочу?!
(Резко поворачивается и убегает с площадки).
МИ-ЛИ. Куда вы? Ай-ай-ай, девушку обидел!..
ПЕВИЦА (Поет).
Сменяются люди,
Мешаются лица,
На карусели
Нельзя не кружиться…
(Танцы продолжаются. Кто-то кричит: «С хлопками». Пары сменяют друг друга. То и дело слышны хлопки. Николай и Вера в середине круга – неизменно танцуют вдвоем. Остальные пары разбиваются и вновь соединяются).
ПЕВИЦА (Поет).
Лишь тех, кто сходились
На середине,
Круженье щадило…
Нас кружит с тобою,
Нас кружит обоих,
По кругу, по кругу –
Навстречу друг другу…
(Неожиданно прямо перед лицом Николая Олег хлопает в ладоши).
ОЛЕГ (Николаю). Вашу даму!
НИКОЛАЙ. Это моя жена.
ОЛЕГ (Спокойно). Тем лучше. (Снова хлопает в ладоши). Отдавайте вашу жену!
(Музыка и хлопки смолкают. Все трое стоят в полной тишине).
НИКОЛАЙ (С угрозой). Вот я сейчас тебе припечатаю на память!
ЕГОР (Подходя). Литературная шарада! Кто угадает? Сидели за столом три железных человека. Их железные кулаки лежали на трех толстых книгах с железными застежками. Они хлопали и кричали «Вальдо!» Ну-с?
ОЛЕГ (Обескуражен). Какое «сальдо»? Чудак! (Отходит).
ЕГОР (Николаю и Вере, тихо). Да помиритесь вы, дети! (Притягивает Веру за руку и подталкивает ее тихонько к Николаю). Надо мириться!
НИКОЛАЙ (Взрываясь). Какое твое дело?
(Вера быстро отходит к Олегу).
ЕГОР (Николаю). Тише, дурачок!
НИКОЛАЙ. А. боишься? Шума боишься? Дружинников? Вот я тебе сейчас такой шум устрою! С часами выкрутился – теперь в чужую жизнь? А может, мы вовсе не хотим мириться?
ЕГОР. О чем тогда кричишь?
НИКОЛАЙ. О том, что твое дело – сторона!
ЕГОР. Тише!
НИКОЛАЙ (Остывая). Ладно. (Отходит к приятелям. Потом глядя на Лену-Петю, громко). А ничего толстушка! Может причалим?
(Мимо них проходят Олег и Вера).
ПРИЯТЕЛЬ НИКОЛАЯ (Тихо). Коль, жена...
НИКОЛАЙ (В лицо проходящей Веры). Жена? Да знаешь, сколько у меня таких жен было – по неделе, по месяцу? Этак штук тринадцать… (Глядит вслед Вере). Ай-ай! Кажется, уходите?!
(Вера и Олег, не оглядываясь, идут к выходу. Как бы вслед им из репродуктора раздается песня).
МУЖСКОЙ ГОЛОС (Из репродуктора, поет).
То королевою она,
То Золушкой прилежной…
Любовь одна, всегда одна,
Одна во всех одеждах.
Ее нашли бы без труда,
Когда бы вы любили…
О чем мы думаем, когда
Прощаемся с любимой?..
ВЕРА (У самого выхода, Олегу). Прости, я должна…
(Возвращается и подходит к Николаю).
НИКОЛАЙ (Лене-Пете, значительно). Но следующий танец – наш…
(Отходит с Верой).
ОЛЕГ (Певице). Разрешите?
(Танцуют. На авансцене Егор, Ми-Ли и Лена-Петя).
ЕГОР (После паузы). А живете где?
МИ-ЛИ. Пока в общежитии. Мы строители, знаешь? Нынче здесь, завтра – там. А по профессии вы кто будете?
ЕГОР. Бухгалтер. Так сказать, работник учета...
(Женский голос за сценой: «Олена! Олена!»).
МИ-ЛИ. Олену ищет какую-то... А вы на одного актера похожи.
ЕГОР (Равнодушно). Бывает. У нас в отделе сотрудница одна – вылитая Клаудия Кардинале.
МИ-ЛИ (Приглядываясь к Егору). Правда, здорово похожи!
(За сценой тот же голос: «Олена!»).
МИ-ЛИ (Громко). Девчатки! Кто тут Олена?
ЕГОР (Сморщившись). Тише, Ми-Ли!
МИ-ЛИ (Подмигнув в сторону Лены-Пети). Тещи боишься?
ЕГОР. Точно. Придет, нашумит. Уж больно тут хорошо! Ми-Ли, а если я попрошусь к тебе в общежитие, на одну ночь? Пристроишь где-нибудь?
МИ-ЛИ. Можно. Со мной на одной койке. Давай! Я чайник принесу. Чай у нас есть, зеленый. Его без сахара надо пить, с солью. Самый полезный чай!
ЕГОР. Вот и отлично.
ЛЕНА-ПЕТЯ (Тянет Егора за полу). Так и ко мне ведь можно...
ЕГОР. Я не знал. Я уже с ним договорился. Поздно ты меня за фалду потянула. А завтра к тебе (приподнимает ее голову за подбородок). Минуткой бы раньше, а, овечка? (Оживление). Нет! Великолепная площадка! Что ни человек, то человек! Хорошо!
(Танцующие улыбаются Егору).
МИ-ЛИ. Потому и хорошо, что глядят на вас. Интересуются. А я и наружностью – некрасивый, и по-русски криво говорю. Не нравлюсь девчатам. Танцевать со мной не хотят.
ЕГОР. Да что ты, ей-богу! Найдешь еще! Сердце твое золотое тебе поможет. Такая краля сыщется! Детей заведете. Пяток. А я у них дядькой буду, колыбельщиком. (Напевает).
Толио, толиото, татато,
Слышишь, кузница шумит,
Татато,
Толио, толиото, татато,
Слышишь, подковки куют,
Татато…
(Тихо. Всходит Луна. Слышно кваканье лягушек).
ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ. Олена! Олена!
ДЕВОЧКА И МАЛЬЧИК (Передразнивая). Олена!.. Алена!
(Девочка вдруг делает страшное лицо, вытягивает вперед руки и растопыривает пальцы. Поворачивается к зрителям).
ДЕВОЧКА (Басом). У-у… Живой скелет!
(На танцплощадке снова появляется Мужчина в кепочке. Он замечает Егора и устремляется к нему).
МУЖЧИНА В КЕПОЧКЕ (Держит в вытянутой руке часы). Ты что ж? А? Часы золотые?
ЕГОР (Вникая). Ну и то?
МУЖЧИНА С ЧАСАМИ. А у меня были не золотые!
ЕГОР. Не все ли равно? Лишь бы время показывали!
МУЖЧИНА С ЧАСАМИ (Упрямо). Ты мне подсунул другие!
ЕГОР. Я их нашел. А золотые они или еще какие – значения не имеет. Носите. (Зажимает ладонь мужчины своей).
МУЖЧИНА С ЧАСАМИ. А как же?.. (Некоторое время стоит в растерянности. Потом уходит с площадки).
ЛЕНА-ПЕТЯ (Егору). Бедный вы какой... Мне вас что-то жалко стало…
(Оркестр начинаем наигрывать медленный вальс).
ЕГОР. Меня?!
ЛЕНА-ПЕТЯ. Я ведь не осуждаю. Я и сама могла бы, если бы что-нибудь очень понравилось.
ЕГОР (Хохочет). Ну и ну! Ну и Петя! Можно понять твоего мужа!
ПЕТЯ. Что женился?
ЕГОР. Что на запоре держал. Не головка – одуванчик! (Ликуя). Нет, это просто замечательно, до чего тут хорошо!
ЛЕНА-ПЕТЯ. Не суета?
ЕГОР. Нет! Здесь – жизнь, и сердце живое – тук, тук, тук… Как молоточек...
МИ-ЛИ (Продолжая разговор) А то поедем со мной!
ЕГОР. Куда?
МИ-ЛИ. Я через неделю на Камаз еду. Потом – на Магнитку. Там бухгалтер – первый человек!
(Петя незаметно отходит к группе молодых людей, среди которых
высокий парень в одной спортивной курточке).
ЕГОР. На Камаз... На Магнитку... Ничего! (После паузы). А что? В самом деле? Отчего не поехать? А поеду! Петя! (Оглядывается. Громко). Петя!
(Но Петя оглаживает воротник на курточке молодого человека).
ЕГОР (Смеется). Э-э! Да она там уже другого греет?! (Смеется). Петя!
ЛЕНА-ПЕТЯ (Парню). До завтра, грибочек! (Егору). Это Стас. Он ко мне часто заходит. Очень любит чай из самовара пить. И целуется хорошо.
ЕГОР. Петя!
ЛЕНА-ПЕТЯ. А что? И вы можете, если хотите.
ЕГОР. Конечно, хочу. Но не успею. Уезжаю я, Петенька! С ним (кивает в сторону Ми-Ли). На Урал! (Смеется).
ЛЕНА-ПЕТЯ. Уезжаете? А вы и правда повеселели!
ЕГОР. Повеселел? Совсем веселый!
(Звучит музыка).
ПЕВИЦА (Поет).
Та коротка, а та – длинна…
Дорог на свете много,
Но есть одна – всего одна –
Дорога… Дорога…
ЕГОР. Ми-Ли, Петя, вальс... Танцуем? Танцуем! Танцуем!
(Кружит Лену-Петю на месте. (На площадке появляются две молоденькие девушки – обожженные косы, прическа «Гаврош» – и молодой человек с длинными волосами).
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК (Быстро, девушкам). Там две машины – черная и серая. Киношники какие-то. (Кивает в сторону входа). Пошли?
(Все трое убегают).
ЕГОР (Прислушивается, к Ми-Ли). Что он сказал? Кто приехал?
ПЕВИЦА (Поет).
Когда на свете есть одна –
Дорога… Дорога…
(Через сцену, опустив голову, проходит Нора).
ПЕВИЦА (Поет).
Ты встретился с нею
На сходе дорог,
Разъезженных, как аллея,
И больше не мог,
Нет, больше не мог,
И дальше пошли вы с нею,
Пошли по дороге с ней…
(На площадку возвращается Олена и ее подруга).
ПОДРУГА ОЛЕНЫ. Как тебе не совестно? Я все обегала. Даже в пруд заглянула. Ты ушла…
ПЕВИЦА (Поет).
На север, на юг –
Тебя узнаю,
Единственная дорога,
Дорога… Дорога.
ОЛЕНА (Всхлипывает). Так обидно стало... (Ищет глазами). А где та, странная такая? Топиться хотела…
ПОДРУГА ОЛЕНЫ. Кто? Что?
(На площадке снова появляется Ментор. На этот раз он преследует пару – Приятеля Николая и его партнершу).
МЕНТОР. Извините, молодые люди. Извините! Вашу даму, молодой человек! Настоящий фокстрот – это вот так, вот так… Лисий шаг…
ПРИЯТЕЛЬ НИКОЛАЯ. Шел бы ты, дядя… В нору!
МЕНТОР (Растерянно). Но танец… Это – святое… Это – искусство! Ему нужно учиться!
(Музыка замолкает. Ментор выходит на авансцену).
МЕНТОР (Зрителям). Учитель без учеников. Это я, граждане! Я – учитель. Но мне некого учить. Некому сказать драгоценное слово. Нет учеников – и слово это, легкое, как пластмассовый шарик от пинг-понга, падает в траву… Да-да… В траву. И не делает никакой работы. Ученики не хотят учиться. А искусство публичного танца тоже ждет своих учеников! Оно ищет своих учеников!
ОЛЕНА (Ментору). Я! Я хочу учиться! Пожалуйста, учите меня!
МЕНТОР (Тронут). Вы хотите? Правда? (Торопясь). Я заслуженный работник культуры. Я расскажу вам много интересного…
(Проходят вглубь сцены. Слышно, как он говорит своим
обычным менторским тоном).
Всякое обучение начинается с веры в будущее. Танцевальные «па»…
(Танцуют. Вся сцена занята танцующими. Они идут по кругу то, задерживаясь на авансцене, то проходят в глубь площадки. Вперед выходят Певица и Олег).
ПЕВИЦА. Тут недалеко, за городом киношники – табором стоят. С аппаратами, с микрофонами. Репетиция – съемка, съемка – репетиция. Счастливые. За два дня – в трех разных городах. А то и в четырех. (Вздыхает). А ваша жена все время с тем, другим…
ОЛЕГ. Она мне не жена. А тот, другой, – ее муж.
ПЕВИЦА. Муж?! Как запутано все в жизни! В кино куда понятней, кто кому кто. Вы любите кино?
(Проходят. Вперед выходят Лена-Петя и Егор).
ЛЕНА-ПЕТЯ. У вас волосы на руках есть?
ЕГОР (Удивился). Волосы?
ЛЕНА-ПЕТЯ. Вот у Асара такие густые волосы на руках были. Я их свечкой подпаливала.
ЕГОР (Смеется). Удивительно! Петя, а если я тебя о чем попрошу… Сделаешь?
(Проходят. Вперед выходят Ментор и Олена. Танцуют, старательно выделывая все возможные «па». Проходят. Их сменяют Николай и Вера).
НИКОЛАЙ. Обещала. А мне ты что обещали? Все забыла: наши обещания, наши кольца, наш дом.
ВЕРА. Снятый угол в подвале…
НИКОЛАЙ. Снятый, но наш... Приводишь на танцы чужого хмыря... Иди к нему! Иди! (Крепко держит ее). Больше я не подойду к тебе!
(Вера потрясена его отчаяньем).
Ну, что стоишь? Иди!
(Они стоят друг против друга, не в силах разойтись. Неожиданно Вера обнимает его за плечи и целует).
ВЕРА. Дуралей! Тринадцатая жена! Иди домой. Не могу я сегодня. Завтра, может быть. Иди…
(Музыка прекращается. Танцующие расходятся).
ЕГОР (Держа Лену-Петю под руку, низко наклонившись к ее лицу). Жила-была безрогая корова. Она умела плести циновки, ткать материю и говорить по-человечески. И даже спала она на постели… (Подходя к стоящему на месте Ми-Ли). Вот и мы.
НИКОЛАЙ (Приближаясь с другой стороны, Лене-Пете). Вот и я! Следующий танец…
ПЕВИЦА. Дамский вальс!
ЛЕНА-ПЕТЯ (Николаю). Не надо. Вам ведь не хочется танцевать.
НИКОЛАЙ. Правильно, девушка! Мне совсем не хочется танцевать (Подмигивает Егору). А девушка у тебя, брат, догадливая…
(Николай уходит с площадки).
ВЕРА (Подходя к Ми-Ли). Разрешите?
МИ-ЛИ (Смущен). Я?!
(Ми-Ли и Вера танцуют. Ми-Ли в черном свитере, Вера в короткой юбке. В руках у Веры появляется красный пион – подарок Ми-Ли. Слышатся аплодисменты. Все глядят на Ми-Ли и Веру).
МЕНТОР (Подходит к Егору). Они не плохо танцуют – не правда ли?
ЕГОР (Мягко). Да, очень хорошо!
(Музыкант-ударник усиливает звук. Гитарист выходит вперед).
ГИТАРИСТ ИЗ ОРКЕСТРА (Высоким тенором).
За седьмой горой,
За седьмой рекой
Счастье далеко…
ЕГОР. Кстати, а где ваша дама, та с глазами... Странные, странные глаза…
МЕНТОР. Дикая утка? (Глядит по сторонам) В самом деле?
(Отходит. На танцплощадке появляются нарядно одетая женщина и двое мужчин. Это Тамара и два актера из первой картины. За ними, торопясь, вбегает Режиссер-репетитор).
ПЕРВЫЙ АКТЕР. Где? (Ищет глазами среди танцующих. Егор прячется за дерево).
ВТОРОЙ АКТЕР (Заметив Егора). Вон он!
(Оба, а за ними Тамара и Режиссер решительно направляются к Егору).
РЕЖИССЕР-РЕПЕТИТОР. Егор!
ЕГОР. Я вас не знаю.
РЕЖИССЕР-РЕПЕТИТОР. Егор, перестань. Ну, покуролесил и будет! Шеф говорит…
ЕГОР (Раздраженно). Я не знаю вас! Я мне безразлично, что говорит ваш шеф, которого я тоже не знаю.
(Музыка стихает. Улыбающийся Ми-Ли возвращается на свое место).
МИ-ЛИ (Егору). Что тут случилось?
ПЕРВЫЙ АКТЕР. Ничего особенного.
ПЕТЯ. Оставьте его!
ВТОРОЙ АКТЕР. Подождите, девушка. Мы целый день ищем этого человека и в городе и за городом…
МИ-ЛИ. Вы его с кем-то путаете. Правда, Егор?
ЕГОР. Конечно.
ПЕРВЫЙ АКТЕР. Пора кончать! Егор, если ты сейчас же не пойдешь с нами, мы тебя потащим силой.
ЕГОР. На каком основании? Врываетесь на танцплощадку, пристаете к человеку, угрожаете ему. (К окружающим). Товарищи! Вы-то меня знаете! Ми-Ли! Петя! Завтра я уезжаю!
ГОЛОСА. Милицию позвать надо! Пристали к человеку!
ТАМАРА (Тихо, Егору). Идем. Ты успеешь переодеться в машине. (Показывает на картонную медаль). Что за блажь?
МЕНТОР (Вырастая перед киношниками). Объясните, товарищи, что здесь происходит?
ПЕРВЫЙ АКТЕР. Он должен сейчас же уйти с нами. (Сдерживая негодование). Его ждут. Люди. Дело…
ЕГОР (Провоцируя скандал). Меня никто не ждет. Я – строитель! У меня – документы! (Окружающим). Товарищи! (Показывает на киношников). Да они пьяные! Где милиция? Дружинники?
(Возмущенные голоса, свистки. Киношники поворачивают к выходу).
ЕГОР (Затравленно). Вот спасибо. А то пристали к человеку! Я – ничего не знаю. Я – строитель. Ми-Ли, подтверди!
(Ми-Ли растерянно улыбается. Большая пауза).
ЛЕНА-ПЕТЯ. Бедный вы!
(Снова играет музыка. Но никто не танцует. На деревянных подмостках – те же двое детей. Они кружатся, размахивая рукавами. Все не в ритм).
ЕГОР (Неуверенно). Петя! Надо танцевать. Ми-Ли, тебя пригласила королева бала…
(Ми-Ли растерянно улыбается. На танцплощадку возвращается Тамара).
ТАМАРА (Тихо). Егор, пожалуйста, поторопись. Ну, покапризничал и довольно. Это глупо, наконец!
ЕГОР (Смирившись, отчаянно). Прощай, Ми-Ли. Детишек тебе красивых и жену.
МИ-ЛИ. А как же Камаз? Магнитка?
ЕГОР. Магнитка? Это – для счастливых. (К зрителям). Литературная шарада: два раза угорь прикидывался мертвым – когда с крючка сняли, и когда из верши ушел. В третий раз прикинулся и проснулся жареным. Прощай, Петя!
(Опустив голову, идет вслед за актрисой. На шее – лента с медалью).
ЛЕНА-ПЕТЯ (Вдогонку). А какая просьба? У вас была просьба...
ЕГОР (Оглянувшись). Петя, вернись к мужу!
(Уходит. Звучит музыка).
ОЛЕГ (Вздохнув, Вере). Танцуем?
ВЕРА (Тихо). Уходим.
ПЕВИЦА (Вытирает слезы). Так грустно... Так грустно… (Ментору). Кто он такой?
МЕНТОР (В растерянности ищет глазами). А все же, куда они делись? Она сказала – хочу умереть! (Ужаснулся). Она хотела умереть!
(Появляется Олена и ее подруга).
ОЛЕНА (Ментору). Мы поищем там.
(Бегут к выходу).
(Олег и Вера уходят. Вера на прощанье машет рукой Ми-Ли.
Медленно к выходу идет Петя).
МУЖСКОЙ ГОЛОС (Из репродуктора, поет).
Невозможно быть одному,
Счастья нет одному,
Поглядеть бы в глаза
Хоть кому-нибудь,
Хоть кому…
МИ-ЛИ. Хорошие слова. Счастья нет одному...
МУЖСКОЙ ГОЛОС (Из репродуктора, продолжает)
Чтобы молча грустить,
Чтобы молча мечтать,
Чтобы просто молчать…
МИ-ЛИ (Улыбается). Какие хорошие слова!
МУЖСКОЙ ГОЛОС (Из репродуктора, продолжает).
Не бойтесь!
Не бойтесь счастья!
Признайтесь. Не бойтесь правды!
Грустить не бойтесь.
Ведь грусть о счастье –
Всегда бок о бок.
Плачь… Плачь от счастья…
(На подмостках кружатся дети. Растерянный Ментор пересекает сцену).
ГОЛОС НОРЫ (За сценой. Смущенно). Зачем вам было волноваться?
(Ми-Ли некоторое время еще слушает песню. Потом и он уходит).
ЗАТЕМНЕНИЕ
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
«ЖИВОЙ МИ-ЛИ»
Через год. В павильоне киностудии. На стуле сидит Егор. Перед ним в разных позах непринужденно – стоя и присев на корточки – актеры, персонажи будущего фильма. Среда них мы узнаем и Николая, и Лену-Петю, и Веру. Они те же и совсем другие.
ЕГОР (Устало, Актеру, играющему Николая). Он не тот, не такой!
АКТЕР, ИГРАЮЩИЙ НИКОЛАЯ (Недовольно). Не тот. Не такой! Опять – не такой! А какой?
ЕГОР. Я не знаю, какой. Он такой… Словом, это надо чувствовать…
АКТЕР, ИГРАЮЩИЙ НИКОЛАЯ. Он красивый, грубый… Ну… (Задумывается). Фигляр, ломака…
ЕГОР. Да! Да! Но он – сердце! Он жить без нее не может! У тебя мало сердца! (К Актрисе, играющей Лену-Петю). И у тебя – не то. Они – не те.
АКТРИСА, ИГРАЮЩАЯ ЛЕНУ-ПЕТЮ. Я играю дуру. Ведь вы этого и хотели!
ЕГОР (Вдруг выходя из себя). Дуру, дуру! Но сколько прелести! Ведь она – сама доброта! Она – как мать-земля со всеми хлябями ее! (К Актрисе, играющей Веру). И ты, Анечка! Навоза нет! Навоза! Настоящего, деревенского. Ну что вы все пляшете передо мной? Вы живите, живите свободно. А то, что это танцплощадка… Ведь это все равно! Не бойтесь испачкаться! Смеяться, плакать! Некрасивыми быть, дураками... Ну еще раз... (Нажимает клавишу магнитофона. Звучит песенка: «Дорога»). Нет, другую! (Нажимает клавишу. Звучит песенка «Карусель»).
Одни, не старея,
Летят карусели, плывут карусели…
Веселые звери гладят с каруселей.
Садитесь скорее…
(Актриса, играющая Певицу, поет, остальные танцуют).
Скорее, скорее
Круженье деревьев,
Кусты и аллеи –
Скорее, скорее…
ЕГОР (Хлопает в ладоши). Не то! Стоп! Стоп! (Повторяет куплет).
Лишь тех, кто сходились
На середине,
Круженье щадило!
Николай, Вера! Да что вы, в самом деле? Плачьте! Над судьбой своей несчастной, над глупостью своей!
АКТРИСА, ИГРАЮЩАЯ ВЕРУ (Потеряв терпение). Я не могу больше! Я снялась уже в десяти фильмах, а такого еще не было!
ЕГОР. В десяти фильмах? А в каких десяти фильмах? О пингвинах? Может быть, вы в первом фильме-то и снимаетесь!
(На сцене появляются два клоуна).
ПЕРВЫЙ КЛОУН. Интермедия! «Бокс»! (Начинает боксировать).
ЕГОР. Какая интермедия? (Загораживаясь от клоунов). Прочь, прочь! Вы мешаете!
(Клоуны вразвалку направляются через сцену).
ЕГОР. Куда?! Назад! Фигляры! (Клоуны ретируются. Егор нажимает клавишу магнитофона. Звучит музыка). Николай, пригласи Веру! Еще раз! (Оператору). Свет!
(Включаются софиты. Николай приглашает Веру. Все танцуют).
Петя, ну-ка мечтательнее… «А у вас волосы на руках есть?». Она скучает. Скучает по мужу. Она всех примеряет – на него. Она ищет... (Отчаянно) Стоп! Не знаю… Не то! Все – не то! На это не стоит тратить пленку!
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР. Егор Петрович, а текст про пингвинов? Оставляем?
ЕГОР. Ни в коем случае! Снять!
(Софиты гаснут. В дверь входит «натуральный» Пингвин).
ПИНГВИН (Егору). Вы меня звали?
ЕГОР. Я? Вас?
ПИНГВИН. Мне сказали...
ЕГОР. Вздор!
(Пингвин робко пятится назад).
ЕГОР. (Неожиданно, Пингвину). Не туда! Прямо!
ПИНГВИН. Я помешаю... Вы тут…Танцы…
ЕГОР. Вот именно – танцы! А ты – жизнь! Разве живая жизнь может помешать? Ты – пингвин, и будь пингвином! Ты – есть! Ты – свободен! Ты на месте! (Актерам). Дорогу Пингвину!
(Пингвин гордо идет через сцену своей ковыляющей походкой).
ЕГОР (Любуясь). Посмотрите, это неловкое животное полно достоинства и ума, потому что он – настоящий! Он – сам по себе! (Актерам). Ну? Неужели непонятно?
(В стороне разговаривает Актеры).
ПЕРВЫЙ АКТЕР (Второму). Этот потухающий гейзер хочет стать вулканом!
(Достает из кармана бутерброд. Входят двое детей).
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР. Егор Петрович! Детей звали?
ЕГОР (Пытается вспомнить). Детей? Да, звал, звал! Пусть посидят! (После паузы). Нет, пусть делают, что хотят…
(Дети свободно ходят по сцене. Входит Тамара).
ТАМАРА. Егор, пора идти!
ЕГОР. Куда?
(Тамара пожимает плечами и хочет уйти).
ЕГОР. Нет, ты посмотри! У нас опять ничего не лепится! (Актерам). Перерыв пять минут! (Тамаре). Все – не те!
ТАМАРА. Но они и не могут быть «теми». «Тех» больше нет! Они остались на той танцплощадке!
ЕГОР (Безнадежно). Я знаю…знаю… И все же…
(Снова включает магнитофон. Садится. Закрывает лицо руками. Звучит музыка «Карусели». Неожиданно в эту, уже знакомую, мелодию вплетается новый мотив.
Он становится все громче и громче).
ЕГОР (Морщится). Зачем? (Прислушивается). А ничего! (Включает магнитофон. Посторонняя музыка становится слышнее. Справа входит Ми-Ли. Он и тот же, и совсем другой. На нем меховая куртка. Через плечо – транзистор, из которого несется песенка «Об Антарктиде»).
Там, где всегда
Мороз и снега,
Там, где пингвины
Живут во льдах,
Шел санный поезд
На Южный полюс
В снегу по пояс.
Прощай, Магнитка,
Прощай, Камаз,
Сегодня с вами
В последний раз!
Конверт мой белый,
Лети скорее,
Тебе я марку сейчас наклею.
Синюю марку
С черным пингвином.
Друг, приезжай в Антарктиду!
Друг, приезжай в Антарктиду!
(На лице Ми-Ли полуулыбка. Он неуверенно оглядывается по сторонам. Пока звучит музыка, Ми-Ли приближается к Егору).
ЕГОР. Ми-Ли! Вот кто хорош! Неизменно хорош!
МИ-ЛИ (Егору). Здравствуйте! Не хотели пускать! Я уж и так, и этак. Только из экспедиции… (Торопливо выключает приемник). Извините. Забыл.
ЕГОР (В восторге). Молодец! Точно такой!
(Поднимается, чтобы уйти. Неожиданно у самой двери оборачивается).
Ми-Ли? (Вдруг просиял). Настоящий!
(Подбегает к Ми-Ли и обнимает его).
Ми-Ли! Живой! Как же ты нашел?!
МИ-ЛИ. Я тогда еще подумал…. Потом точно узнал. (Глядит внимательно на Егора). А вы какой-то не такой стали… И глаза не блестят. Не такой…
ЕГОР. Что ты говоришь? Не такой?
МИ-ЛИ. Наверно, здесь воздух неполезный… Я и письмо вам написал… Из Антарктиды. Вот (вытаскивает конверт).
(Егор читает. Вновь звучит «Песенка об Антарктиде»).
ЕГОР. Спасибо. (Задыхаясь от волнения). Ми-Ли, дорогой! А я тут затеял целый фильм о танцплощадке. О той, нашей танцплощадке! Простые, современные ребята! Но все очень сложно... Я покажу тебе. Ты помнишь, я хотел вырваться в жизнь. Я снял почти весь метраж, потом – все к черту. Ты мне поможешь?! Я так рад!
МИ-ЛИ (Сконфуженно). Я – ничего, я бы с радостью, но вы хотели…Камаз, Магнитка... Почему танцплощадка?
ЕГОР. Танцплощадка!.. Иногда довольно одной капли, чтобы рассказать о реке. А иногда все реки мира молчат, как немые рыбы…Ты поймешь, ты все поймешь! Смешно. Смешно до слез, что я тебя встретил!
МИ-ЛИ. Одной капли….
ЕГОР. Молчи! (Обнимает его) Молчи! Ты сейчас все увидишь! (Актерам) Приготовились! (Кому-то за сценой). Мотор!
(Актеры снова сходятся вместе. Зажигается световое табло.
На нем надпись: «Тихо! Идет съемка!»).
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.
© И.М.Заграевская