НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

АУДИОВЕРСИЯ ПОЭМЫ (читает автор в январе 2017 г.)

 

ВИДЕОКЛИП ПО МОТИВАМ ПОЭМЫ

(проект «Кинопоэзия» Анатолия Белого, режиссер - Чулпан Хаматова, 2016 г.)

 

ИННА ЗАГРАЕВСКАЯ

 

СТИХИ О БОЛЬШОМ БАЛЕТЕ

 

  Поэма написана в конце 1960-х годов.

 Опубликовано в кн.: Инна Заграевская. Стихи и поэмы. М.: Алев-В, 2001.

 

 

Лень – плоха,

Но скука – хуже!

Эй, досуг,

Не будь досужим!

С толком проводите дни,

Скука – пустоте сродни.

Не скрывайтесь за словами,

Пустота следит за вами.

Легкий танец

                            там и тут

Изгоняет пустоту.

Танец –

              штука непростая,

К танцу скука –

                           не пристанет,

Он – начало всех начал.

Кто за танцами скучал?

 

Кто-то стянутую лентой

Ногу в туфельке балетной

На листе нарисовал,

Чтобы лист не пустовал,

Поместил другую рядом,

Чтобы был во всем порядок...

Легкий штрих карандашом,

А посмотришь –

                             хорошо!

 

А вот –

              совсем как на картинке –

Живая, в платьице коротком,

Не в легкой туфле,

Не в ботинке,

В атласной тапочке на пробке!

Головка –

                 набок,

спинка –

               прямо,

Вот щечка,

                       темная, как пряник,

Вот, ножку ножкой обведя,

Стоит на пальчиках – гвоздях.

Меняет позы, па, фигуры...

Вот пируэт сменяет туры,

И в зеркала, как подожжен,

Под потолок летит

                              прыжок!

 

Кверху подалась плечами,

Ножку отвела назад,

И совсем как ложка в чае,

Раздвоилась на глазах

(Целый, на две половины

Разломился черенок),

С середины пачки* сдвинут,

Торс соскальзывает с ног,

Остается возле...

Повисает в воздухе...

 

Налицо эффект старинный:

«Преломленье» балерины!

 

Ты узнаешь – сомнений нет.

Это – Большой балет.

                       ______

 

Танцевать – это вовсе не значит

Ножкой одной

                         задевать за другую.

Это –

                 в пачке или без пачки –

Когда все твое тело

                                танцует.

Держит речи,

                      не говоря,

И рукой берет,

                            не беря...

Это – свобода

                           прыжков и обводок,

И ничего –

                       зря!

                       ______

 

В танце движенье и звук –

                                           одно,

Изредка – грусть, зато радость –

                                                      всегда!

Пластика рук,

                      тренированность ног,

Сладость удач

                        и упорство труда!

                 ______

 

Для начала – хоть на час

Заглянем в балетный класс.

 

Упражнения у палки...

В классе палка –

                            вместо парты.

Называется урок:

«Экзерсис» или «Станок».

Здесь лениться не годится,

Здесь для примы с ученицей

Пишутся, как правило,

Одни и те же правила:

 

– Чтоб танцором вырасти,

Не забывай о «выворотности».

«Шиворот-навыворот» –

Вот что значит «выворотность».

– Спина. К ней нельзя

                                    относиться с ленцой.

В балете спина –

Это то же лицо!

– Танец не вышел? Наверняка

Ты танцевал, позабыв о руках.

Можно любые проделывать штуки

Парою ног,

Но «с опорой» на руки!

– И последнее... увы,

Танца нет без головы!

 

Класс... и простого класса

                                          мало

Для Танцовщиц –

в белом, в алом...

Вот одна в «жете» пошла –

Зал прыжком пересекла,

А другая в стороне –

                                  кружит,

Делает «шене».

Каждый шаг разложен тут

На «шене», «плие» и «тур»,

«Кабриоль» и «па-де-ша»

Па-де-ша» –

                       кошачий шаг).

Рассказать бы по порядку

О чулке,

               тугом и гладком,

О пуанте – целиком –

И со спиленным носком,

О насыпанной у входа на дощечке

                                                       канифоли,

Чтобы туфель не скользил...

Да попробуй расскажи:

В том же зале с зеркалами,

С невощеными полами

Ровно через пять минут

Репетицию начнут...

 

Не знаешь,

                       найдешь ли силы

Сергеевым стать,

Васильевым,

Или самим собою,

Их обойдя обоих?

Если ты балерина,

Семеновой стать,

                          Мариной?

 

Ну, а пока...

                    Готово,

Танцовщица в двух шагах.

Танец ее, как слово,

Читается по слогам.

Не шевелясь, как камень,

Застыла в одной из поз,

Пару пуант носами

Словно вонзила в пол,

Вдруг новое выраженье

Мышцам придала:

Из одного движенья

Другое произвела:

(Из одного сосуда

Перелилась в другой),

Новый узор рисует

Пульсирующей ногой.

Пуанты по половицам,

Как коготки, стучат,

Она –

         как большая птица,

Мах ее –

               от плеча,

Два острых крыла скрестила,

Раскинула во всю ширь,

Притормозила тело,

Снизилась...

                          Прочь спешит...

                       ______

 

Если разрешат пройти нам

По фойе и по гостиным,

Мы большой,

                      многоэтажный,

Наш театр тебе покажем.

Вот он –

               смотри во все глаза!

Но что сначала показать?

Это – зала золотая,

Место празднества и таинств,

Круглый, нежноголубой,

Потолок, как свод,

                               глубок...

Это – ложи,

Это – кресла,

Это –

          место для оркестра...

Своих подошв касаясь,

Висит красавец – занавес,

(Тот самый, за которым

Скрываются актеры)

Он все собою заслонил,

Пойдем, посмотрим,

                                  что за ним...

 

Это – сцена.

Там, на сцене,

Реквизит висит по стенам,

Прямо к сцене,

Что ни шаг,

Марши узкие спешат.

Шла Танцовщица по маршу,

Ноги кутала в гамаши,

Словно в унтах

                         эскимос:

Не нога, а эскимо!

У станка, а не от грелок

Она тело разогрела,

Как бы в воздух не ушло

Драгоценное тепло...

 

Праздник начинается,

                                      но не там,

Где зала золотом залита,

А в цвета малины

Густокрасной гостиной...

(Маленькая, атласная

Гостиная Красная,

Не замечена никем,

Где-то в самом уголке,

Словно прячась за гардину,

Ждет с цветами Балерину)...

 

Но вот – фагот, челеста –

Заговорил оркестр,

Актеры и актрисы

Направились к кулисе,

И занавеса шелк

В движение пришел...

 

Выбегает на площадку

Тройка бойкая –

                             лошадки,

Поднимают высоко

Ножки в розовом трико.

Как бы брошенной в «шене»

Не сломаться тонине,

А в «жете» не оступиться

Пятке съехавшей –

                               копытцу!

 

Плечо к плечу,

Спина к спине,

Ступня ровняется к ступне...

Кордебалет – огонь, вода,

Всегда живой,

Другой – всегда!

Его душа скрывается

За узенькими спинками:

Вот Ниночка Кудрявцева,

Вот Ксаночка Рябинкина...

 

...Из кресел и из лож

Летят букеты роз,

Их полные корзины

Приносят из гостиной,

И радуясь поклонам,

Веселые балконы

Восторженное «бис»

Обрушивают вниз...

                       ______

 

Танец –

              близко и высоко,

Он –

        и празднество, и закон.

Красноречивейший из языков,

Счастливец тот,

Кому он знаком...

 

Тяжелая от груза,

Не жалуется груша,

Хороший рыболов

Обходится без слов,

Рука сказать умеет:

Ты – глупый,

                      я – умнее!

Тем более – любовь...

Ее поймет любой!

Пусть тот, чей жест неловок,

Мысль выражает словом,

Нам лучше танцевать,

Чем говорить слова!

Танцует все на свете:

И человек, и ветер,

И дуб о сотне рук,

Стоящий на ветру.

Природа без стесненья

У танца в услуженьи

Со снегом и дождем,

И мы к нему идем:

Танцор – с движеньем новым,

Поэт – с высоким словом!..

 

 

 

*) Пачка – классическое платье балерины

 

 

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.

© И.М.Заграевская 

 

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА